Соловки инфо

Соловецкие острова монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь (главная достопримечательность) на Большом Соловецком острове, основан в 15 веке (1429 г.). До этого времени острова были необитаемые, разве что служили временным пристанищем рыбакам. Первыми поселившимися отшельниками были было два монаха, их имена – Герман и Савватий. После смерти Савватия, Герман отправился на материк, где повстречал пустынника Зосиму и с ним вместе прибыл на острова, после чего и был основан монастырь. Были построены первые деревянные православные храмы. Постепенно монастырь разрастался, стали появляться постройки и скиты не только на Большом острове, но и на других, более мелких. Наибольшего расцвета обитель достигла, когда здесь поселился игумен Филипп (16 век), тогда же на Соловках появляется первая тюрьма, предназначенная для политических заключенных. В 1920 году, при советской власти, тюрьма была закрыта, но, в 30-е годы здесь был образован лагерь, входящий в систему ГУЛАГа.

В 17 веке монахами воздвигаются стены, которые служат оборонительным сооружением, чтобы защититься от англичан и шведов. Были построены и подземные ходы, по которым во время осады добывались вода и еда. Через 8 лет осады, один из монахов открыл врагам ворота и все послушники монастыря погибли.

В 1992 году обитель начали восстанавливать, в том же году было произведено перезахоронение первых монахов, причисленных к лику святых – Зосимы, Савватия и Германа.

Расцвет обители при игумене Филиппе, будущем митрополите Московском и всея Руси

В июне 1548 года, указом митрополита Новгородского Феодосия, игуменом монастыря назначен иеромонах Филипп, будущий Московский митрополит. В годы игуменства Филиппа монастырь приумножил свои хозяйства, расстроился и стал Великой обителью севера.

Игумен Филипп установил на всех подконтрольных угодьях жесткий порядок, запретил азартные игры, изготовление и употребление спиртного. Государь Иоанн IV продолжал жаловать монастырю вотчины и пожертвования.

В годы правления игумена Филиппа, в течении 8 лет отстроен каменный Спасо-Преображенский собор, который стал главным храмом обители. Освятили его в праздник Преображения Господня, в 1566 году.

Чем известны Соловецкие острова?

Соловецкий монастырь

Согласно житию, Савватий Соловецкий сначала перебрался в монастырь на острове Валааме из Кирилло-Белозерского монастыря, узнав, что здесь иноки ведут более суровый образ жизни. Он искал территорию для уединения и услышал про остров, который никем не заселен, и находится в Белом море, в двух днях плавания от берега.

Он добрался туда, и вместе с иноком Германом они в 1429 году поставили крест и келью, в 13 километрах от места нахождения моныстыря сегодня. Но датой основания считается 1436 год — когда на остров пришел преподобный Зосима. Архитектурный ансамбль современного монастыря — это Соловецкий собор, Благовещенская церковь, крепость с воротами и башнями, здания монастырского селения, скиты, гидротехнические сооружения.

Монастырь закрыли советские власти в 1920 году, в здании организовали Соловецкий лагерь особого назначения. Вновь монастырем эти корпуса стали в девяностом году. А в 1992 комплекс вошел в список ЮНЕСКО.

Монастырь, как тюрьма

Первым сюда за решетку попал, согласно документам, игумен Артемий, за свои высказывания против церковного имущества и знати. Это произошло в 1553 году.

В одной из башен монастыря были сделаны тюремные кельи. Они представляли из себя темные, небольшие помещения, где вместо двери были маленькие отверстия. Местные в 19 вере рассказывали об условиях, в которых там находились заключенные: их пытали, могли замуровать, морили дымом. Тюрьма в монастыре постепенно разрасталась. В 19 веке для ссыльных было построено специальное здание в три этажа и казармы для охранников.

Особо важных арестантов размещали внизу, в чуланах без окон и лавок. Жандармская ревизия, проведенная в 1835 году, установила, что заключенные здесь были наказаны значительно больше, чем положено за их преступления. Нескольких освободили, кого-то просто перевели в кельи монахов. После этого в монастырские тюрьмы стали сажать только с особым императорским разрешением. Последние заключенные Соловецкой тюрьмы были выведены в 1883 году.

Вновь эти места стали пристанищем для заключенных в 20-х годах прошлого века. Здесь появился СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. Он был крупнейшим в Советском союзе, и проработал около десятка лет. Сюда сначала ссылались в большей степени осужденные за политические преступления, затем, в 1925 они были вывезены на материк. Заключенные здесь работали в основном на лесозаготовках, занимались рыболовством, обслуживали производство, работали на железной дороге.

Лагерь принимал участие в начале строительства участка Беломорско-Балтийского водного пути. После закрытия СЛОНа здесь появился Беломоро-Балтийский лагерь, он просуществовал до 1941 года. Заключенные обслуживали работу Беломорско-Балтийского комбината НКВД, работали на заготовке леса, строили Сегежский деревообрабатывающий комбинат, электростанцию на реке Туломе.

Несколько фактов о Соловках

  • Сначала Соловки входили в состав Карелии, сейчас относятся к Поморскому району Архангельской области.
  • Соловецкий мужской монастырь возник в 1420—1430-х годах монахами Зосимой и Германом.
  • Здесь в 1635 году постригся в монахи будущий патриарх Никон, известный своими церковными реформами.
  • Монастырь не принял Никоновской реформы, что было воспринято царем Алексеем Михайловичем, как бунт. Для его подавления было отправлено стрелецкое войско. Соловецкое восстание продлилось с 1668 по 1676 год, монахи активно оборонялись, пока предатель чернец Феоктист не провел стрельцов ночью в монастырь.
  • С XVI и до начала XX века в монастыре находилась тюрьма для политзаключенных и провинившихся служителей церкви.
  • В 1920 году монастырь был закрыт. Около 400 человек (трудников, послушников, монахов) покинули остров, 100 человек остались и стали вольнонаемными при лагере, они работали на Соловках и получали зарплату.
  • На Соловецких островах разместился в 1920 году сначала лагерь принудительных работ, с 1923 году Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), с 1937 по 1939 годы — Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН).
  • В 1923 году на территории монастыря были устроены поджоги с целью скрыть воровство при изъятие продовольствия и хищения с Соловков. Пожар уничтожил многие исторические постройки монастыря.
  • На Соловках отбывал заключение Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) — ученый-филолог, академик, специалист по древнерусской литературе.
  • Одним из самых загадочных заключенных Соловков является ученый и священник Павел Флоренский.
  • В 1942—1945 годах на островах работала школа юнг. Здесь проходил обучение писатель Валентин Пикуль.
  • В 1967 году был создан филиал Архангельского областного краеведческого музея, в 1974 году преобразованный в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
  • В 1990 годах на островах открылся Спасо-Преображенский мужской монастырь.
  • Историко-культурный ансамбль Соловков был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году. 
  • Жизнь Соловецкого лагеря и быт заключенных описаны в романе Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
  • В 2014 году Захар Прилепин написал роман «Обитель» о жизни в Соловецком лагере особого назначения, который получил несколько престижных премий. По мотивам книги был снят сериал.
  • Наиболее авторитетный исследователь истории Соловков ХХ века, посвятивший их изучению несколько десятилетий своей жизни — профессиональный фотограф Юрий Аркадьевич Бродский. Автор книг «Соловки: 20 лет Особого Назначения» и «Соловки. Лабиринт преображений».

Расцвет обители при игумене Филиппе, будущем митрополите Московском и всея Руси

В июне 1548 года, указом митрополита Новгородского Феодосия, игуменом монастыря назначен иеромонах Филипп, будущий Московский митрополит. В годы игуменства Филиппа монастырь приумножил свои хозяйства, расстроился и стал Великой обителью севера.

Игумен Филипп установил на всех подконтрольных угодьях жесткий порядок, запретил азартные игры, изготовление и употребление спиртного. Государь Иоанн IV продолжал жаловать монастырю вотчины и пожертвования.

В годы правления игумена Филиппа, в течении 8 лет отстроен каменный Спасо-Преображенский собор, который стал главным храмом обители. Освятили его в праздник Преображения Господня, в 1566 году.

Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря

Царь Иоанн Васильевич Грозный пожелал видеть игумена Филиппа в чине митрополита Московского. После долгих уговоров, Филипп принял эту должность.

25 июля 1566
игумен Филипп посвящен в сан митрополита

Святитель Филипп останавливал царя в его несправедливых действиях по отношению к невинным боярам. По этой причине государь гневался на митрополита.

«Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного». Картина художника Я.П.Турлыгина (1857 — 1909)

Иоанн Грозный приказал подготовить против святителя суд. 4 ноября 1658 года на Соборе состоялся суд над Филиппом, и на основании клеветнических показаний, с него сняли сан, обвинили в колдовстве и приговорили к заточению.

Царь решил усмирить Новгород, и войском пошел на город. Малюта Скуратов, по указанию царя, решил взять у владыки благословение на поход. Митрополит не дал своего благословения, и 5 января 1570 года его задушили.

Перед смертью, в 1583-84 годах, царь Иоанн Грозный посылал в обитель крупные суммы пожертвований, замаливая грехи невинно убиенных им людей.

1694 — на Соловки впервые приехал Петр I

Царь приезжал в монастырь, планируя создать Военно-морской флот России.

Вот как описывает первый визит государя в 1694 году известный историк XIX века Сергей Соловьев: «Потом царь отправился на яхте “Св. Петр” в Соловки; на дороге поднялась страшная буря, кораблекрушение казалось неминуемо. Петр приобщился уже Св. Таин из рук сопровождавшего его архиепископа Афанасия: к счастию, нашелся искусный кормчий, Антон Тимофеев, который успел ввести яхту в Унскую губу, и они стали на якоре близ Пертоминского монастыря. Собственными руками Петр сделал крест в полторы сажени вышиною и поставил на том месте, где вышел на берег; на кресте виднелась голландская надпись: “Сей крест сделал шкипер Петр в лето Христово 1694”».

Второй визит Петра в Соловки связан с началом активных военных действий России по захвату региона Балтийского моря. В 1702 году на Вавчуге Петр спустил на воду два боевых фрегата, названных им «Святой Дух» и «Курьер». Он заложил новый фрегат «Святой Илия».

В составе архангельской эскадры на яхте «Транспорт-Рояль» Петр второй раз прибыл в Соловецкий монастырь. Он привез с собой разобранную церковь, которую матросы собрали на острове Большой Заяцкий. Именно в те дни, возводя храм в честь святого апостола Андрея Первозванного, царь Петр, по преданию, придумал и утвердил Андреевский стяг — боевой флаг Военно-морского флота России.

Святой Петр — реплика ботика Петра I

Петр Алексеевич подарил Соловецкой обители 200 пудов пороха и прислал воинскую команду для охраны монастыря в Северную войну. После посещения монастыря Петром I к Соловецкому было приписано еще несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье.

Государство пользовалось монастырем как крепостью, защищающей западные рубежи, и видело в нем прежде всего военный объект. Кроме того, Соловки воспринимались как удобное место для удаления неугодных лиц, как светских, так и духовных — приказы государственных властей о заключении очередного именитого узника в Соловецкой тюрьме и в петровское, и в последующие времена следовали один за другим, монастырские застенки не пустовали. Тюрьма была страшная, условия содержания узников нечеловеческие, камеры тесные, как каменные мешки. Лишь в 1883 году соловецкая тюрьма была упразднена; ее здание было позднее использовано под монастырскую больницу.

6

История

Если взять любой век развития северо-западной части России, то можно найти события связанные с Соловками.     

Самые крупные на Европейском севере России языческие святилища, комплексы культовых и погребальных сооружений найдены на Соловках и были созданы во II-I тысячелетии до н.э.

Основанный в 1436 году на островах, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре — 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Монастырь был закрыт с 1920 года по 1990 год.

После закрытия монастыря на Соловках был создан лагерь для заключенных и тюрьма особого назначения, действовавшие в 20-х-30-х годах. Это самая страшная и малоизвестная страница многовековой истории Соловецких островов.

Соловки стали символом лагерного прошлого нашей страны, местом памяти и покаяния.

В годы Великой Отечественной войны на Соловецких островах была организована Соловецкая школа юнг Военно-Морского флота, выпустившая 4111 соловецких юнг и отправленных затем на фронт.

Соловецкий ботанический сад

Ботанический сад появился на Соловках в 1822 году благодаря стараниям архимандрита Макария, его разместили между двумя озерами: Пустынным и Нижних Перт. В былые годы носил название «Макариевской пустыни», затем — «Хутор Горки». В наши дни Ботанический сад занимает 5 га на территории Соловецких островов.

Сейчас тут посажено примерно 30 сортов древесных и 500 видов других растений. Первые посадки не сохранились, а самые древние растения, которые тут можно найти, датируются 1870-ми годами. К ним относятся экземпляры яблонь Палласа и сибирских кедров. Необычными для этих мест считаются чай даурский, черемуха пенсильванская, липа мелколистная, роза морщинистая, обычно не способных выжить в суровых широтах, тем не менее растущих в Соловках.

16 июля 2003 года Соловки посетил принц Уэльский Чарльз. Он прилетел из Архангельска на самолете, осмотрев монастырь, отправился пешком в Ботанический сад, где посадил саженец пихты Сибирской.

Мыс Печак

Мыс Печак расположился на юго-западной стороне Соловецкого острова. Это отличный маршрут для любителей пешеходных походов и велосипедистов. В лесах около мыса растут редкие лекарственные травы, кустарники, грибы и ягоды. Экскурсия на мыс Печак позволяет ознакомиться с удивительной природой Соловецкого архипелага. Это необыкновенно живописное место.

Мыс Печак

К мысу Печак ведет красивая дорога сосновым лесом постепенно переходящим в тундру. Выезжая из леса к берегу моря, кажется, что на самом деле здесь находится край света. Впереди до самого горизонта только бескрайнее море. Если повезет в этих местах можно встретить морских котиков. Не забудьте обязательно взять с собой фотоаппарат.

Монастырь

Вова работает в монастыре трудником. Это люди, которые приезжают на монастырские подворья, чтобы потрудиться во славу божию, а взамен получают жильё, еду и духовное наставничество.

Чтобы стать трудником, нужен паспорт, полис, благословение монастыря и дисциплина. Трудникам нельзя курить и пить алкоголь, нужно соблюдать режим и посещать службы. Женщины живут за пределами мужского монастыря, работают в основном на кухне и по быту.

Среди трудников часто встречаются люди со сложной историей и так же часто – истории о том, как вера, полезный труд и простой уклад жизни помогли людям измениться к лучшему, найти новых друзей и даже спутника жизни.

Внутри монастыря кипит жизнь: волонтёры скоблят камень от красного лишайника, косят траву, строители ставят леса, рабочие носят стройматериалы: реставрация мирового памятника культуры идёт перманентно. По госпрограмме «Развитие культуры и туризма» реконструкцию монастыря нужно завершить к 2020 году, на что выделили 6 млрд рублей. Часть денег не дошла, и этим с 2015 года занимаются Следственный комитет и прокуратура. Обсуждать «дело реставраторов» местные не любят.

Природа и человек здесь невероятно близки. На территории монастыря живёт молодой лис-подросток. Чахлый, одинокий, он прибился к монахам: они его выходили, и лисёнок остался жить в монастыре. С животными соловчане вообще ладят. Весь посёлок полон толстенных котов с плотным северным подшёрстком. Дети носятся с птенцом чайки подмышкой, как с котёнком, а он ходит за ними по пятам – они выхаживают травмированных птиц уже не в первый раз.

Тюремное прошлое

Обратная сторона соловецкого отшельничества — монастырская тюрьма, начавшая свою историю ещё в XVI веке и просуществовавшая до 1903 года. За этот период в ней отбыли наказание около 500 заключённых. Спустя два десятилетия здесь открыли лагерь особого назначения, куда за 16 лет были сосланы 250 тыс. человек. Среди заключённых были представители известных дворянских фамилий и интеллигенции, крупные учёные из самых разных отраслей знаний, военные, крестьяне, писатели, художники, поэты.

Тюремным страницам истории Соловков посвящена отдельная экспозиция Соловецкого музея–заповедника, где представлены предметы лагерного быта, копии документов и фотографии соловецких узников.

Загадочные лабиринты

Едва ли не главной загадкой Соловков являются лабиринты, представляющие собой выкладки из камней высотой до 30 сантиметров и диаметром от 3,5 до 25 метров. Всего на Соловецких островах их 14. Встречаются они также в других регионах Севера России, в частности на Кольском полуострове, и в странах Северной Европы: в Финляндии, Швеции и Норвегии. Но кто, когда и зачем их построил — остаётся загадкой. Древние сооружения обнаружили монахи: они посчитали их языческими капищами, но разрушать не стали, а вместо этого освятили и установили рядом кресты. Изначально некоторые учёные предполагали, что в центре лабиринтов могут находиться курганы. Однако в ходе раскопок, которые велись здесь в 1930–е годы, никаких захоронений обнаружено не было, и от этой версии отказались. После этого появилась концепция о том, что лабиринты связаны с саамским культом мёртвых и служили своеобразной ловушкой для душ умерших: души якобы проходили по ходам сооружения в загробный мир, а вернуться обратно не могли и таким образом не беспокоили своих живых соплеменников.

Храм–маяк на Секирной горе

Самая высокая точка Соловецкого архипелага — Секирная гора. С ней связано много событий, в том числе и трагических. Когда на Большой Соловецкий остров прибыли преподобные Савватий и Герман, основатели соловецкого монашества, первую келью отшельники сделали именно здесь, у подножия горы.

В середине XIX века на этом месте возник Свято–Вознесенский скит. Доминанта Свято–Вознесенского скита — уникальное архитектурное сооружение, храм–маяк, находящийся в верхнем ярусе церкви Вознесения Господня. Свет этого маяка, действующего уже 150 лет, виден зимой на расстоянии нескольких десятков километров.

А когда на Соловках размещался лагерь, на Секирку отправляли как в последний путь — здесь был страшный мужской изолятор с нечеловеческими условиями содержания. На Секирке пытали и расстреливали. Из тех, кто сюда попадал, выживали единицы. Сейчас здесь стоит поклонный крест в память о погибших узниках.

Что ещё ждёт туриста на Соловках

На Соловках можно совершить лодочную прогулку вдоль рукотворных каналов, соединяющих несколько озёр, посетить скиты и один из самых северных ботанических садов в мире.

Как добраться

Самый короткий способ оказаться на Соловках — долететь самолётом из Архангельска. Пассажиров доставляют на архипелаг самолётами Л–410. Билет в одну сторону обойдётся как минимум в 5 тыс. рублей, а приобрести его можно будет только по предварительной брони при наличии справки об отрицательном тесте на COVID–19. Для посещения островов в Белом море подойдут также справка с отрицательным результатом анализа на вирусные антигены COVID–19, полученная за 3 дня до прибытия, или справка с положительным результатом теста на антитела IgG (не ранее чем за 2 месяца). Также подойдёт сертификат прививки от коронавируса, сделанной не ранее чем за 6 месяцев до дня прибытия на архипелаг, причём полгода исчисляются со дня второй прививки. Такие правила действуют с 15 мая.

Более демократичный (он же — самый популярный) способ попасть на архипелаг — через Кемь (Карелия). Оттуда на Соловки отправляются как теплоходы, так и частные катера. Билет в одну сторону в среднем стоит 2 тыс. рублей.

Где остановиться

На Соловках есть несколько отелей и гостевых домов, цена за номер в которых варьируется от 2 тыс. до 10 тыс. рублей в сутки. Сдают жильё туристам и жители посёлка Соловецкий. Трёхдневное пребывание в апартаментах без изысков обойдётся в среднем в 15 тыс. рублей. Самый дешёвый способ размещения на Соловках — в палаточном лагере. Стоимость пребывания здесь — 250 рублей в сутки. В лагере можно взять в аренду и саму палатку, за это дополнительно придётся отдать от 500 рублей.

Отметим, что палаточный лагерь на территории архипелага всего один, разбивать палатки в других местах запрещено.

Дети в соловецких лагерях

Среди заключенных было много детей, в основном из беспризорников. В одном из бараков располагалось «Детское отделение СЛОНа». Построен барак был, вероятно, в 1925–1928 годы. Сюда помещали несовершеннолетних заключенных Трудовой колонии, которая существовала на Соловках в 1928–1929 годах. Инициатива по созданию Трудовой колонии принадлежала заключенному, юристу Александру Колосову. «Шпанята» или «вшивники» жили по воровским правилам, никто не собирался их перевоспитывать. «Политические» подростки, чтобы выжить, перенимали у беспризорников законы преступного мира и переставали в глазах начальства быть «политически опасными».

Каждому подростку давали топчан и белье. Формально детям полагалось «усиленное питание» — стакан молока или даже мясо, но пайка до заключенных, как правило, не доходила. Подростки учились в спецшколе, но в бараках власть была у воров-малолеток, и даже тем, кто хотел учиться и как-то выкарабкиваться из тьмы, тут же подрезали крылья. Тем не менее детская трудовая колония, как ни странно, спасла подросткам жизнь — на лесозаготовках они бы долго не протянули.

Что представлял собой соловецкий лагерный барак (а барак подростков ничем не отличался от взрослых), можно понять из воспоминаний Сергея Щеголькова, человека, который в одном из них отбывал заключение.

«Теперь — барак, наспех сколоченное из досок обширное (метров 50 в длину) помещение с двумя стенками с засыпкой опилками, а иногда и без засыпки. Внутри в 2 ряда двух или трех-этажные нары. Матрац тот же: набитая сеном наволочка и подушка такая же. Натопить такое помещение невозможно. Стоят две «буржуйки», нагретые докрасна. Около них жарко, а далее в двух метрах тот же мороз, что и на улице. На верхних нарах можно проснуться и около головы и лица обнаружить горку снега, что надуло в щели барака. Из так называемых “вещей” у тебя котелок или алюминевая миска и деревянная ложка. Не всегда нож (обычно его отбирают при очередном обыске, если не успеешь спрятать). Человек изрядно наработавшись, иногда мокрый от снега или дождя, кто работает не в помещении (лесоповал, заготовка водорослей и т. д.), получив свою порцию баланды и съев ее (скорее всего, сглотнув), стремится лечь отдохнуть, иногда не обсушившись — негде! Здесь тебя начинают съедать заживо клопы. Это страшно мучительно, человек хочет спать, а все тело в страшном зуде. Он ворочается, раздирает во сне укушенные клопами места, на лице, шее, ногах. Странно подумать, как такая “козявка” может усугублять и так нелегкую жизнь заключенного, но, к сожалению, это так. Эти “звери” не уничтожались. Может быть, даже с умыслом, чтобы больше принести переживаний для узников. “Враги народа” должны быть наказаны, а каким способом, это для “правосудия” безразлично.

Здесь уже не до духовной жизни. И это постоянное изматывание человека приводит к его полному уничтожению. (Всегда недоедание, усугубляемое климатом). Любоваться природой, а она на Соловках удивительно фантастически красива в любое время года, не было ни у кого ни желания, ни силы. Передвижение по территории ограничено, человек знает работу и барак. Да когда еще ждешь, что тебе добавят срок или поведут на Секирную гору, тут не до духовной пищи. Вот и весь быт».

Отдельная категория «соловецких» детей — младенцы, которые рождались у женщин-заключенных, так называемых «мамочек». Немногие из них выжили. Вот воспоминания одного из бывших узников, Андрея Зинковщука:

«В 1929 году на Соловецком острове работал я на сельхозлагпункте. И вот однажды гнали мимо нас “мамок”. В пути одна из них занемогла; а так как время было к вечеру, конвой решил заночевать на нашем лагпункте. Поместили этих “мамок” в бане. Постели никакой не дали. На этих женщин и их детей страшно было смотреть: худые, в изодранной грязной одежде, по всему видать, голодные. Я и говорю одному уголовнику, который работал там скотником:

— Слушай, Гриша, ты же работаешь рядом с доярками. Поди, разживись у них молоком, а я попрошу у ребят, что у кого есть из продуктов.

Пока я обходил барак, Григорий принес молока. Женщины стали поить им своих малышей… После они нас сердечно благодарили за молоко и хлеб. Конвоиру мы отдали две пачки махорки за то, что позволил нам сделать доброе дело… Потом мы узнали, что все эти женщины и их дети, которых увезли на остров Анзер, погибли там от голода…»

4