Содержание
- Актуальность на 2020 год
- Перечень условий поставки ИНКОТЕРМС 2010
- Нормативно-правовая база
- Основные черты Инкотермс 2010
- Цена EXW и другие нюансы торгового термина
- Что такое цена на условиях EXW?
- Что такое франко-склад поставщика и покупателя
- Поставки EXW
- Основные нюансы для покупателя при FCA ИНКОТЕРМС 2010
- Основные обязанности продавца и покупателя
- Франко – что это такое
- Цена FCA, условия оплаты и переход права собственности
- Что такое франко завод?
- Что такое франко завод?
- Как расшифровывается EXW Инкотермс 2010
- Что такое цена на условиях EXW?
- Поставки EXW
- Что такое франко завод?
- Расшифровка и классификация
- Инкотермс 1936 — первое издание правил
Актуальность на 2020 год
По правилам, раскрывающим международные торговые термины в 2019 году, актуальными будут условия поставки Инкотермс, прошедших последнюю редакцию в середине 2010 года и принятых в действие первого января 2011 года. С первого дня будущего года планируется увеличение ставок.
Выгода EXW очевидна для продавца, и клиент имеет возможность выбрать недорогую транспортировку груза, получить выгодное страхование и беспрепятственно переместить продукцию за рубеж. Грамотная организация перевозки груза в экспортирующие страны и хорошая ориентация в их условиях позволит покупателю получить дополнительные доходы, благодаря невысокой стоимости закупки.
Выбирая отгрузку по условиям Инкотермс, очень важно чёткое соблюдение терминологии. Составляя документы, участники сделки должны использовать только английский язык, указывая шифры данных базисов, а также наиболее точный адрес мест отгрузок продукции
Инкотермс предоставляет возможность использовать электронный документооборот, подробное описание поставки товаров должно обязательно прописываться в договоре.
Перечень условий поставки ИНКОТЕРМС 2010
Всего в данных правилах используется одиннадцать условий поставки. В зависимости от используемого вида транспорта их делят на две группы. Семь из них применяют при использовании для доставки груза транспортных средств любого типа и назначения. 7 условий поставки для любого вида транспорта:
- EXW – покупатель забирает товар со склада, принадлежащего продавцу, это условие называют «самовывоз». После того как продавец предоставит покупателю, подготовленный к отправке товар, ответственность переходит к покупателю. Таможенное оформление, погрузку, доставку и разгрузку осуществляет покупатель.
- FCA – продавец производит затаможку товара и предоставляет его перевозчику, после этого ответственность за сохранность товара переходит к покупателю. Услуги перевозчика, растаможку товара оплачивает покупатель.
- CPT – продавец осуществляет затаможку товара и его погрузку на транспорт перевозчика. После передачи груза перевозчику ответственность продавца за сохранность груза переходит к покупателю, но при этом услуги перевозчика оплачивает продавец. Оплата страховки и растаможка товара лежит на покупателе.
- CIP – этот термин практически идентичен по смыслу CPT, но при этом страховка основной перевозки ложится на продавца. Уточнение: обязательная страховой договор предусматривает покрытие минимальных рисков.
- DAT – продавец затаможивает груз, перевозит и разгружает его в терминале, после этого ответственность за груз переходит к покупателю. Страхование груза не входит в обязанности продавца.
- DAP – доставка товара проводится до места назначения покупателя. При этом все затраты по транспортировке, затаможке и страховке оплачивает продавец. Покупатель оплачивает растаможку товара.
- DDP – полная доставка, в которую входит: затаможка, доставка покупателю в указанное им место, растаможка, страховка и передача товара покупателю. За всё платит продавец и отвечает за сохранность товара до его передачи покупателю.
Правила международной торговли Инкотермс-2010 содержат условия поставки, применимые только к перевозкам водными видами транспорта. 4 условия поставки, используемые для морского и водных видов транспорта:
- FAS – продавец должен затаможить товар и доставить его в пункт погрузки, указанного покупателем порта для размещения на судне, после этого за ответственность за сохранность груза переходит к покупателю. Оплата перевалки, страховка, перевозка и растаможка товара ложится на покупателя.
- FOB – продавец должен затаможить товар и разместить его на указанном покупателем судне, после этого ответственность за сохранность товара переходит к покупателю. Оплата перевозки, страховки, разгрузки и растаможки груза лежит на покупателе.
- CFR – продавец должен затаможить и доставить товар на указанное покупателем судно, после этого ответственность за сохранность товара переходит к покупателю. При этом продавец обязан оплатить все транспортные расходы до доставки товара в порт назначения. Оплата выгрузки, страховки, растаможки ложится на покупателя. Это условие не подходит для товаров, размещаемых в контейнерах, для этого случая применяется поставка на терминал.
- CIF – данный термин похож на CFR, его отличает лишь то, что в этом случае основная перевозка страхуется продавцом.
Нормативно-правовая база
Международные конвенции и соглашения, которые были приняты достаточно давно, регулируют осуществление международных грузоперевозок.
Морские и смешанные перевозки регламентируются:
- Брюссельской конвенций, где унифицируются некоторые Гааские правила коносамента с 1924 года, включая Гагско-Висбийские с 1968 года;
- Гамбургской конвенцией ООН по морским перевозкам грузов, принятой в 1978 году;
- Конвенцией ООН по международным смешанным грузовым перевозкам с 1980 гола, то есть Женевской конвенцией.
- Конвенцией ООН по полным либо частичным морским перевозкам грузов, составленной в 2009 году.
Автомобильные перевозки осуществляют согласно:
- Женевской конвенции по договору международных дорожных грузовых перевозок, принятой в 1956 году;
- Таможенной конвенцией о международных грузовых перевозках, используя книжку МДП с 1975 года;
- Европейским соглашением по международным дорожным перевозкам опасного груза, составленного в 1957 году.
Железнодорожные перевозки организуют в соответствии с:
- Конвенцией по международным железнодорожным перевозкам, принятой в 1980 году;
- Соглашением о международных железнодорожных грузовых сообщениях с 1951 года.
Авиационные перевозки производятся, основываясь на:
- Варшавскую конвенцию, унифицирующую некоторые правила по международным воздушным перевозкам, принятую в 1929 году;
- Монреальскую конвенцию, составленную в 1999 году.
Основные черты Инкотермс 2010
В Инкотермс 2010 количество условий поставки уменьшилось с 13 до 11. В Инкотермс 2010 из перечня условий поставки, содержавшихся в Инкотермс 2000, исключены DES (Delivered Ex Ship — поставка с судна), DEQ (Delivered Ex Quay — поставка с пристани) и DAF (Delivered at Frontier — поставка до границы), которые в последнее время использовались на практике крайне редко. Кроме того, исключены условия поставки DDU (Delivered Duty Unpaid — поставка без оплаты пошлины), которые во многих случаях мало чем отличались от условий поставки CPT (Carriage Paid to — перевозка оплачена до). Введены новые условия поставки DAT (Delivered at Terminal — поставка на терминале) и DAP (Delivered at Place — поставка в месте назначения), которые отражают наиболее часто встречающиеся в настоящее время условия распределения обязанностей между продавцом и покупателем, касающиеся доставки товара.
В Инкотермс 2010 термины делятся на 2 группы: используемые для любого вида или видов транспорта; используемые для морского и внутреннего водного транспорта.
Таблица. Термины Инкотермс 2010
Характеристика | Условия поставки |
Применяемые виды транспорта | Любой вид транспорта |
Оплата основной перевозки | Покупатель |
Таможенные формальности для вывоза, уплата экспортных таможенных пошлин | Покупатель |
Таможенные формальности для ввоза, уплата импортных таможенных пошлин | Покупатель |
Погрузка / разгрузка | Покупатель |
Переход рисков утраты или повреждения товара | В момент предоставления товара в распоряжение покупателя на территории продавца |
Все термины Инкотермс 2010 имеют собственные наименования, образованные из сокращенных английских словосочетаний: EXW — Ex Works (франко-завод), FCA — Free Carrier (франко-перевозчик), CIP — Carriage and Insurance Paid To (перевозка и страхование оплачены) и т.д.
Первая группа включает семь терминов, которые могут быть использованы независимо от избранного способа перевозки, а также независимо от того, используется один или несколько видов транспорта. К этой группе относятся термины: EXW (франко-завод), FCA (франко-перевозчик), CPT (перевозка оплачена до), CIP (перевозка и страхование оплачены до), DAT (поставка на терминале), DAP (поставка в месте назначения) и DDP (поставка с оплатой пошлин). Указанные термины могут быть использованы, даже если морская перевозка вообще отсутствует
Вместе с тем важно помнить, что эти термины могут быть применены и при мультимодальных перевозках, когда часть пути товар идет морским транспортом
Во второй группе терминов Инкотермс 2010 и пункт поставки, и место, до которого товар перевозится покупателем, являются портами, поэтому термины используются при перевозках морским и внутренним водным транспортом. В эту группу входят следующие термины: FAS (свободно вдоль борта судна), FOB (свободно на борту), CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт).
Инкотермс 2010 традиционно использовались в договорах международной купли-продажи, когда товар пересекал границу. В различных частях света создание торговых союзов, как например Европейский союз или Евразийский экономических союз, сделало менее важным видимый контроль над товарами при прохождении их через границу соответствующих сторон.
Поэтому в подзаголовках правил Инкотермс 2010 в явно выраженной форме указывается, что Инкотермс 2010 могут быть использованы как в договорах международной купли-продажи товаров, так и во внутринациональных договорах купли-продажи. В результате Инкотермс 2010 в ряде пунктов четко указывают, что обязанность по осуществлению экспортно-импортных формальностей имеется только тогда, когда это применимо.
Иногда стороны желают дополнить в договоре купли-продажи какое-либо условие поставки
Инкотермс 2010 не запрещают подобное дополнение, однако важно всегда учитывать и то, что при несовпадении условий контракта и положений Инкотермс 2010 приоритет отдается условиям контракта
В заключение отметим, что необходимо обращать внимание на верное указание пункта, следующего за термином Инкотермс 2010 (так называемой географической привязки). Согласно Инкотермс 2010 продавец несет все расходы по поставке товара до пункта, указанного вслед за термином. В некоторых случаях следует дополнительно указать точный пункт внутри порта или места (района, города), где товар передается покупателю
В некоторых случаях следует дополнительно указать точный пункт внутри порта или места (района, города), где товар передается покупателю
К примеру, иногда важно указать более точный базис поставки FOB Клайпеда (терминал Смяльте), нежели просто FOB Клайпеда
Цена EXW и другие нюансы торгового термина
Последний момент также содержит в себе несколько нюансов. Поскольку продавец не несет никаких финансовых обязательств, кроме выпуска товара в оговоренном количестве и предоставления доступа для его погрузки на транспорт покупателя, то он не обязан выполнять за свой счет другие процедуры и формальности, включая погрузку, вывоз, экспортную очистку. Если между продавцом и покупателем будут достигнуты дополнительные договоренности, то расходы за их выполнение продавец может включить в цену EXW, например погрузку товара с помощью собственной складской техники на транспорт покупателя или перевозчика, которому покупатель поручит доставку товара.
Для покупателя цена EXW во время прохождения процедуры импорта на таможне будет включать в себя:
- фактурную стоимость товара;
- стоимость перевозки до границы.
Поскольку основной сложностью поставки согласно EXW является прохождение всех таможенных формальностей, как для импорта, так и для экспорта, то покупателю целесообразно будет обратиться за помощью к посреднику — таможенному брокеру, который сможет провести все процедуры с минимальными издержками и потерями времени.
Что такое цена на условиях EXW?
Ценообразование при EXW отличается некоторыми особенностями, связанными с минимизацией финансовых обязательств продавца. Он отвечает лишь за наличие необходимого объема товара соответствующего качества, упакованного и маркированного, предоставление доступа на склад для погрузки.
В результате, согласно условиям поставки франко-завод, покупателю нужно будет предусмотреть определенную сумму на транспортировку продукции, его таможенное оформление и другие платежи, связанные с особенностями таможенного законодательства страны-производителя и страны, куда следует груз.
При достижении консенсуса и указания соответствующих обязательств в договоре поставки, сверх цены на продукцию в договор EXW может быть включен price за погрузку товара, его транспортировку до границы.
Подводя итоги, нужно отметить, что при отгрузке товара на условиях EXW покупателю нужно обговорить с продавцом все, вплоть до мелочей, и закрепить пункты в договоре. В противном случае есть риск увеличения расходов на импорт в результате отсутствия тех или иных документов, необеспечения своевременности поставки и т.д.
Что такое франко-склад поставщика и покупателя
Франко-склад поставщика
– это поставка, при которой право собственности на продукцию переходит от продавца (производителя) к покупателю прямо на территории склада поставщика. После этого клиент самостоятельно перевозит товар туда, куда ему нужно, и несет связанные с этим процессом риски. В некоторых случаях он обращается к компании-перевозчику.
Франко-склад покупателя
означает, что продавец утрачивает право собственности на продукцию только после того, как доставит ее на склад покупателя. Продавец предоставляет собственный транспорт (или же оплачивает услуги компании-перевозчика), несет все риски и все расходы по перемещению товара, в том числе по отгрузке и разгрузке.
Поставки EXW
В правилах «Инкотермс 2010» существует термин EXW (расшифровывается как Ex Works, в переводе с англ. – с завода, самовывоз). Он применяется при реализации международных сделок и включается во внешнеторговые контракты. Данное правило относится к категории E, одной из 4-х категорий терминов.
По этому условию изготовитель должен передать продукцию в распоряжение покупателя в своем складе. Для продавца в плане распределения обязанностей опция достаточно выгодная. Условие поставки EXW требует от поставщика выполнения всего трех обязательств:
- произвести продукцию в количестве, необходимом для выполнения заказа;
- подготовить изготовленный товар к отпуску со склада: произвести упаковку, нанести маркировочные сведения, составить сопроводительные документы;
- предоставить заказчику доступ к отпускаемой продукции на своем складе или предприятии, передать все необходимые бумаги для осуществления внешнеторговой операции.
На приобретателя условие поставки EXW налагает больше обязанностей:
- загрузить продукт;
- произвести перевозку груза;
- осуществить выгрузку в месте прибытия;
- оплатить страховые затраты.
Если операция внешнеторговая, ему предстоит пройти сложную таможенную процедуру.
Основные нюансы для покупателя при FCA ИНКОТЕРМС 2010
Франко на складе поставщика — плюсы и минусы
Если груз крупногабаритный, имеет нестандартные размеры или выступающие части или же очень велик по тоннажу, то лучше всего выбрать франко на складе поставщика.
Но есть и минусы в этой ситуации.
После передачи перевозчику поставщик уже не отвечает за сохранность товара. Все риски ложатся на покупателя. Поэтому нужно в договоре с перевозчиком прописать дополнительный пункт для такого обстоятельства — обязательная проверка качества увязки и страховки ремнями и тросами после погрузки. Чтобы при повреждении груза транспортная компания не смогла свалить свою безалаберность на продавца или покупателя.
Лучше лишний пункт в договоре, чем поврежденный товар или разборки с перевозчиком.
Если экспедиторская фирма не хочет вносить такой пункт, то нужно задуматься о ее компетентности.
Для случаев, когда менять перевозчика невыгодно, желательно отправить доверенное лицо на место погрузки. Но это только при условии, что товар легко подвергается механическому воздействию или является негабаритом с выступающими частями.
Подробнее договор — меньше рисков
Самое первое и главное — франко-место должно быть описано самым подробным образом в договоре.
Нужно прописать не только адрес, но и номер склада, или номер пирса, или точный номер грузового двора железнодорожной станции — в зависимости от способа доставки.
Если передача товара и документов происходит в каком-то конкретном месте, но вне терминалов, то кроме точного подробного адреса юридического и физического, можно и нужно прописать точное время.
Если поставка срочная — то до конкретного часа или даже минуты вне зависимости от франко-места. Ведь за простой транспорта будет платить покупатель.
Если в договоре не будет прописано время, то продавец может привести груз и документы в 23-50 по местному времени, и условия будут считаться выполненными.
С зарубежными партнерами нужно приучить себя прописывать каждую мелочь, каждый самый маленький нюанс. Если в договорных обязательствах указываются условия, которые не соответствуют FCA ИНКОТЕРМС 2010, то они должны быть внесены подробно.
К примеру, поставщик берет на себя обязанность работы с перевозчиком. То есть, заключает с ним договор и доставляет груз до места растаможки импорта.
Если не будет прописано перенесение рисков на продавца, то при повреждении товара во время транспортировки при FCA придется нести убытки покупателю. Потому что доверенность на доставку (а иногда и полную очистку от всех таможенных пошлин) нужно составить правильно, чтобы экономия продавца на перевозчике не ударила по карману покупателя.
Основные обязанности продавца и покупателя
Обе стороны обязаны соблюдать правила ИНКОТЕРМС 2010 либо прописать, дополнительно, иные требования к ответственности. Прописанное в договоре является главенствующим по сравнению с правилами ИНКОТЕРМС
Поэтому так важно прописывать каждую мелочь при заключении контракта.
Покупатель должен получить соответствующую лицензию на импорт. А продавец должен произвести контроль безопасности в рамках экспортных обязательств
Груз должен сопровождаться документами, которые позволят произвести процедуру ввоза покупателем.
Договоры на перевозку и страхование и расходы по ним ложатся в основном на покупателя. Только если иные обязанности не прописаны в договоре.
Товар считается поставленным со стороны поставщика и принятым со стороны покупателя, если он сопровождается необходимой документацией, полностью очищен от экспортных пошлин и доставлен в франко-место в то время, которое обозначено в договоре. И передан после проверки перевозчику.
Продавец несет риски за товар до франко-места, покупатель — после приема перевозчиком на этом месте вплоть до ввоза и доставки на его склад.
Извещения производятся в двухстороннем порядке. Покупатель должен сообщить название перевозчика, метод транспортировки и период поставки, если это не указано в договоре. После передачи товара продавец извещает покупателя об этом либо об отказе принятия (если проверяющее лицо, представляющее интересы покупателя, не удовлетворено комплектом поставки, упаковкой груза либо предоставленными документами). Если точное время суток не указано в договоре, то продавец после завершения экспортных процедур должен сообщить о прибытии груза на франко-место. Если время указано, то обе стороны (и поставщик с товара, и перевозчик) должны находиться на указанном месте. Если возникают какие-то нестыковки, то неуспевающая сторона обязана известить об этом. Для того, чтобы избежать оплаты простоя перевозчика, нужно прописать ответственность продавца за стоимость простоя в случае опоздания к франко-месту по его вине. Расходы на извещение и оформление договора оплачивает покупатель.
Для осуществления поставки продавец должен иметь на руках заверенные договорные обязательства, экспортную лицензию и извещение о перевозчике от покупателя. После очистки от экспортных пошлин перевозчик получает экспортную декларацию EX-1, транспортные и коммерческие документы (коносаменты и пр.). Подтверждением отгрузки может быть документ любой формы вплоть до расписки.
Упаковка и маркировка товара, проверка находятся в сфере обязанностей продавца. А инспектирование должен произвести перевозчик либо доверенное лицо покупателя. Если инспекция необходима для процедуры экспорта, то её оплачивает продавец. Предпогрузочную — покупатель.
Франко – что это такое
При составлении контракта о поставке продукции, продавец и покупатель договариваются о базовых моментах договора: где будет происходить передача продукта, кто доставляет его к месту назначения и оплачивает соответствующие расходы, моменте принятия одной из сторон рисков по сохранности продукции. Эти условия входят в так называемый базис поставки.
В формулировках нередко используют понятие «франко». Оно взято из свода правил толкования международных торговых терминов – Инкотермс. Правила выработаны международным торговым сообществом, носят рекомендательный характер, введены в мировую коммерческую практику с 1936 года. Каждые 10 лет дополняются новыми терминами или обновленными толкованиями уже апробированных понятий. В настоящее время действует Инкотермс2010.
Франкировка способствовала введению единых стандартов в импортных и экспортных операциях, упростила решение вопросов по транспортировке грузов и распределению ответственности сторон за их сохранность, стала одним из важных факторов отпускной цены.
Цена FCA, условия оплаты и переход права собственности
Цена FCA (FCA price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара и экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, без стоимости доставки (фрахта) до покупателя.
Базисные условия поставки FCA Инкотермс 2020 не указывают цену за товар и способ оплаты (предоплата, частичная предоплата, постоплата или после представления документов в банк по аккредитиву), не определяют, когда должна быть произведена оплата (до отгрузки, сразу после отгрузки, через месяц после отгрузки или еще как либо), не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи.
Что такое франко завод?
Термин «франко завод» с указанием за ним точного наименования места поставки означает поставку продавцом товара покупателю в своем помещении или ином согласованном второй стороной договора месте. Так, если завод продавца расположен в небольшом населенном пункте, в этом случае в договоре поставки после термина EXW следует указание ближайшего крупного города, где находится франко завод. К примеру, планируется поставка на экспорт продукция Артёмовской трикотажной фабрики (г. Артем). В этом случае нужно прописать в договоре следующим образом: «EXW Владивосток, Приморский край, Российская Федерация».
Что такое франко завод?
Термин «франко завод» с указанием за ним точного наименования места поставки означает поставку продавцом товара покупателю в своем помещении или ином согласованном второй стороной договора месте. Так, если завод продавца расположен в небольшом населенном пункте, в этом случае в договоре поставки после термина EXW следует указание ближайшего крупного города, где находится франко завод. К примеру, планируется поставка на экспорт продукция Артёмовской трикотажной фабрики (г. Артем). В этом случае нужно прописать в договоре следующим образом: «EXW Владивосток, Приморский край, Российская Федерация».
Как расшифровывается EXW Инкотермс 2010
Ex Works, производного от немецкого «Ab Werk».Переводится дословно как «со склада». Более принятым переводом считается «франко-склад». Используется для торгового обихода термин «самовывоз».Используется сам термин EXW вместе с названием населенного пункта, в котором находится завод. Предполагает несколько основных нюансов:
- На практике в скобочках указываются страна и регион.
- При расположении завода в маленьком населенном пункте, предполагается указание ближайшего административного центра, однако в дополнении к контракту либо в детализации документа инвойса предполагается обязательное указание точного адреса забора груза.
- Применение данного термина предполагает необходимое нахождение готовой продукции непосредственно на складе. Могут быть: фабрики, заводы, любой перевалочный пункт, помещение посредника либо поставщика, магазин.
Что такое цена на условиях EXW?
Ценообразование при EXW отличается некоторыми особенностями, связанными с минимизацией финансовых обязательств продавца. Он отвечает лишь за наличие необходимого объема товара соответствующего качества, упакованного и маркированного, предоставление доступа на склад для погрузки.
В результате, согласно условиям поставки франко-завод, покупателю нужно будет предусмотреть определенную сумму на транспортировку продукции, его таможенное оформление и другие платежи, связанные с особенностями таможенного законодательства страны-производителя и страны, куда следует груз.
При достижении консенсуса и указания соответствующих обязательств в договоре поставки, сверх цены на продукцию в договор EXW может быть включен price за погрузку товара, его транспортировку до границы.
Подводя итоги, нужно отметить, что при отгрузке товара на условиях EXW покупателю нужно обговорить с продавцом все, вплоть до мелочей, и закрепить пункты в договоре. В противном случае есть риск увеличения расходов на импорт в результате отсутствия тех или иных документов, необеспечения своевременности поставки и т.д.
Поставки EXW
В правилах «Инкотермс 2010» существует термин EXW (расшифровывается как Ex Works, в переводе с англ. – с завода, самовывоз). Он применяется при реализации международных сделок и включается во внешнеторговые контракты. Данное правило относится к категории E, одной из 4-х категорий терминов.
По этому условию изготовитель должен передать продукцию в распоряжение покупателя в своем складе. Для продавца в плане распределения обязанностей опция достаточно выгодная. Условие поставки EXW требует от поставщика выполнения всего трех обязательств:
- произвести продукцию в количестве, необходимом для выполнения заказа;
- подготовить изготовленный товар к отпуску со склада: произвести упаковку, нанести маркировочные сведения, составить сопроводительные документы;
- предоставить заказчику доступ к отпускаемой продукции на своем складе или предприятии, передать все необходимые бумаги для осуществления внешнеторговой операции.
На приобретателя условие поставки EXW налагает больше обязанностей:
- загрузить продукт;
- произвести перевозку груза;
- осуществить выгрузку в месте прибытия;
- оплатить страховые затраты.
Если операция внешнеторговая, ему предстоит пройти сложную таможенную процедуру.
Что такое франко завод?
Термин «франко завод» с указанием за ним точного наименования места поставки означает поставку продавцом товара покупателю в своем помещении или ином согласованном второй стороной договора месте. Так, если завод продавца расположен в небольшом населенном пункте, в этом случае в договоре поставки после термина EXW следует указание ближайшего крупного города, где находится франко завод. К примеру, планируется поставка на экспорт продукция Артёмовской трикотажной фабрики (г. Артем). В этом случае нужно прописать в договоре следующим образом: «EXW Владивосток, Приморский край, Российская Федерация».
Расшифровка и классификация
категория — «F»
виды перевозок — любые виды мультимодальных перевозок
FCA — (Free Carrier) — дословный перевод «Франко перевозчик»
Базис поставки FCA – это один из торговых терминов справочника Инкотермс, который относится к группе F, обозначающей освобождение продавца от обязанности оплачивать доставку груза получателю. Термин FCA расшифровывается как Free Carrier — франко-перевозчик — и предусматривает, что поставщик передает прошедший экспортную очистку груз обозначенному импортером перевозчику или субъекту, выступающему доверенным лицом получателя, в заранее оговоренном месте. В договоре, подписанном на условиях поставки FCA, необходимо очень четко и подробно обозначить место и время передачи груза от покупателя к перевозчику (доверенному лицу).
В рамках описания и интерпретации этого термина существует ряд особенностей и условий, которые влияют на обязанности сторон по погрузке и выгрузке товара, а также переход рисков в случае утраты или повреждения груза.
Так, продавец имеет право передать товар:
- на своей территории (заводе, складе) – в этом случае он несет ответственность за погрузку;
- в любом другом месте (заранее номинированном с покупателем) – в этом случае экспортер не несет ответственность за погрузку груза.
Торговый термин FCA не накладывает ограничений на использование разных видов транспорта. Можно использовать морской, железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт, а также их комбинацию. Перевозчиком, который фигурирует в процессе поставки, может выступать как самостоятельная транспортная компания, так и экспедитор, а также порт или терминал, причал или грузовой двор железнодорожной станции.
Покупатель сам назначает перевозчика и передает отправителю сведения о нем для предварительного прохождения экспортной очистки груза – это является важным пунктом в процессе подготовки товара к поставке на условиях FCA Инкотермс 2010.
Инкотермс 1936 — первое издание правил
В 1928 году для изучения расхождений в некоторых странах, выявленных в ходе первоначального обследования, было проведено второе исследование. На этот раз объем был расширен до интерпретации торговых терминов, используемых в более чем 30 странах. Основываясь, на результатах исследований в 1936 году была опубликована первая версия правил Incoterms, которая включала торговые термины: FAS, FOB, C&F (CNF), CIF, EXS и EXQ.
Условия поставки FAS Инкотермс
Условия поставки FAS Инкотермс — расшифровка «Free Alongside Ship» (перевод «Франко вдоль борта судна» дословно «Свободно вдоль борта судна») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар расположен вдоль борта судна, с этого момента покупатель несет все расходы.
Условия поставки FOB
Условия поставки FOB Инкотермс — расшифровка «Free On Board» (перевод «Франко борт», дословно «Свободно на борту») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар находится на борту судна, с этого момента покупатель несет все расходы.
Условия поставки C&F (CNF)
Условия поставки C&F (CNF) Инкотермс — расшифровка «Carriage and Freight» (перевод «Перевозка и фрахт») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить перевозку и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, а риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, переходят от продавца на покупателя после размещения товара на борту судна в порту отгрузки.Термин C&F (CNF) (Carriage and Freight) позже перерос в базис поставки CFR (Cost and Freight — Стоимость и фрахт).
Условия поставки CIF
Условия поставки CIF Инкотермс — расшифровка «Carriage, Insurance and Freight» (перевод «Перевозка, страхование и фрахт») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить перевозку, страхование и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.Термин CIF «Carriage, Insurance and Freight» позже перерос в базис поставки «Cost, Insurance and Freight» — «Стоимость, страхование и фрахт».
Условия поставки EXS
Условия поставки EXS Инкотермс — расшифровка «Ex Ship» — (перевод «Франко судно», дословно «С судна») означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на борту судна в порту назначения. Продавец несет все риски и расходы, связанные с доставкой товара в порт назначения.Термин EXS (Ex Ship) позже перерос в базис поставки DES (Delivered Ex Ship – Поставка с судна).
Условия поставки EXQ
Условия поставки EXQ Инкотермс — расшифровка «Ex Quay» — (перевод «Франко пристань» дословно «С пристани») означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на пристани в порту назначения. Продавец несет все риски и расходы, связанные с доставкой товара на пристань в порт назначения, включая оплату фрахта, выгрузки товара, с последующим размещением товара на пристани, а также оплату пошлин, налогов и сборов при согласовании.Термин EXQ (Ex Quay) позже перерос в базис поставки DEQ (Delivered Ex Quay – Поставка с причала).Встречались два вида условий поставок EXQ:- Ex quay duties paid (с пристани, пошлина оплачена) продавец обязан выполнить импортную таможенную очистку;- Ex quay duties buyer s account (с пристани, пошлина за счет покупателя).Торговые условия поставок, связанные с перевозкой грузов, первого издания Инкотермс были ориентированы в основном на морской вид транспорта.