Смотрите, не осмотритесь: осторожность на грани шпионажа

Критерии, которым должен соответствовать контрагент

Чтобы уменьшить риски, нужно в первую очередь понять, по каким принципам выбирать партнера по бизнесу. Благо, ФНС России уже позаботились о решении проблемы, приняв Приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (Приложение 2 — Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков).

В п. 12 Критериев содержатся признаки, которые характеризуют деятельность, ведущуюся с высоким налоговым риском.

Вот 6 основных критериев, которые вы должны знать перед выбором контрагента:

  • наличие сведений о потенциальном бизнес-партнере в Едином государственном реестре регистрации юрлиц (ЕГРЮЛ);
  • наличие у контрагента сайта в интернете, рекламы в средствах массовой информации;
  • наличие отзывов от партнеров, воспользовавшихся услугами данного контрагента;
  • наличие данных о фактическом местонахождении потенциального бизнес-партнера, а также его производственных или торговых площадей;
  • представление контрагентом своих учредительных документов, документов, подтверждающих полномочия директора или представителя юрлица, а также копий паспортов указанных лиц;
  • наличие личных контактов при переговорах и оформлении сделки. 

Чем больше из указанных критериев будет проигнорировано при выборе бизнес-партнера, тем выше становится риск наступления негативных последствий, о которых мы расскажем далее. 

Чем грозит организации работа с фирмами-однодневками

— встречная налоговая проверка, в случае камеральной проверки вашего контрагента;
— доначисление налогов, штрафа за несвоевременную полную уплату налогов, пени, если доказано, что налогоплательщик при выборе поставщика действовал без должной осмотрительности;
— риск потери финансовой устойчивости компании, ваш деловой партнер может оказаться не финансово способным, тем самым, вы получите за поставленный товар или услугу, только первую часть оплаты (аванс), далее денег на счету компании-однодневки не окажется, тем самым вы понесете финансовые траты и не сможете своевременно оплатить счета ваших поставщиков.

Понятие должной осмотрительности

Считается очевидным, что стороны гражданских отношений проявляют должную осмотрительность, поскольку это соответствует их интересам. На такой факт прямо указывается в п. 5 ст. 10 ГК РФ: добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Тем не менее судам пришлось исследовать проблему должной осмотрительности с позиции участия в хозяйственных отношениях фирм-«однодневок» <1>.

<1> Под фирмой-«однодневкой» в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д. (Письмо ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84 (далее — Письмо N 3-7-07/84)).

В судьбоносном, впервые вводящем в оборот термины, определяющие умышленность налоговых нарушений, Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — Постановление N 53) Суд следующим образом сформулировал свою позицию. Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности (выделено нами. — Прим

авт.) и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

С тех пор финансовые органы выпустили значительное количество документов с рекомендациями по проявлению должной осмотрительности, главный из которых — Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее — Приказ N ММ-3-06/333@). В нем описываются признаки всякого рода схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Ниже мы более подробно разберем заслуживающие внимания (в свете проблемы должной осмотрительности) положения Приказа N ММ-3-06/333@.

Представляет интерес также Письмо Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177, в котором указано, что с целью подтверждения своей добросовестности налогоплательщик может принять при заключении сделок с контрагентами следующие меры:

  • получить от контрагента копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • проверить факт занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ;
  • получить доверенность или другой документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента;
  • использовать официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента.

В Письме N 3-7-07/84 достаточно подробно проанализирована история становления понятийного аппарата, описывающего недобросовестность налогоплательщика. Кроме этого, в данном Письме налоговики рекомендуют налогоплательщикам в целях проявления должной осмотрительности получать от своих контрагентов копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, лицензий, приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли руководитель к налоговой или административной ответственности.

Для изучения проблемы недобросовестности целесообразно также ознакомиться с Письмами Минфина России от 03.08.2012 N 03-02-07/1-197, от 26.08.2013 N 03-02-07/1/35024, от 29.11.2013 N 03-02-07/1/51753. Из числа последних по дате выхода документов заслуживает внимания Письмо ФНС России от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@.

Если проецировать проблему должной осмотрительности на автономные учреждения, можно выделить три критических области:

  1. закупки (возникновение безнадежной дебиторской задолженности);
  2. налоговая отчетность (неправомерное возмещение НДС по счетам-фактурам фирм-«однодневок»);
  3. налоговые платежи (оплата налогов через проблемные банки со списанием средств с расчетного счета АУ, но без зачисления соответствующих сумм в бюджет).

Приложение № 1 к регламенту проверки контрагента

Карточка проверки контрагента

Показатель

Результат проверки

Наименование контрагента

ООО «_________»

Сделка (договор), которую планируется заключить с контрагентом

Сумма сделки

Категория заключаемой сделки (согласно регламенту)

Для низкорисковых сделок:

Реквизиты контрагента на сайте ФНС России

(сайт nalog.ru):ИННКППОГРНдата регистрации юридического лицаюридический адрес

ФИО руководителя контрагента и его должность

ФИО уполномоченного представителя контрагента и реквизиты его доверенности (если договор будет подписывать не генеральный директор контрагента)

Адрес сайта контрагента в интернете и дата его последнего обновления

Совпадают ли реквизиты, указанные на сайте ФНС России, с реквизитами, представленными контрагентом(указать, какие реквизиты не совпадают и вчем расхождение)

Совпадают ли реквизиты, указанные на сайте ФНС России, с реквизитами на сайте контрагента (указать, какие реквизиты несовпадают и в чем расхождение)

Для среднерисковых сделок (дополнительно):

Наличие выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и дата, на которую она составлена

Совпадают ли реквизиты, указанные в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, со сведениями, представленными контрагентом(указать, какие реквизиты не совпадают и вчем расхождение)

Совпадают ли реквизиты, указанные в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, со сведениями на сайте ФНС России(указать, какие реквизиты не совпадают и вчем расхождение)

Есть ли в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП код по ОКВЭД, соответствующий тому виду деятельности, которую контрагент обязуется осуществлять по условиям договора

Необходима ли контрагенту лицензия, специальное разрешение на ведение деятельности или членство в СРО

Для высокорисковых сделок (дополнительно ко всему вышеперечисленному):

Не является ли адрес контрагента адресом массовой регистрации (по данным, указанным на сайте ФНС России)

Не является ли руководитель контрагента дисквалифицированным лицом (по данным, указанным на сайте ФНС России)

Не планируется ли исключение контрагента из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов как недействующего юридического лица (по данным, указанным на сайте ФНС России)

Не принимал ли контрагент решение о ликвидации или реорганизации (по данным, указанным на сайте ФНС России)

Не числится ли контрагент в реестре недобросовестных поставщиков

Представляет отчетность в ИФНС

Результат поиска и анализа информации о контрагенте в интернете

Результат поиска и анализа судебной практики по контрагенту

Выступает в суде:

— как истец

— как ответчик

Исполнительные производства

Судом установлено, что лица, указанные в ЕГРЮЛ, не могли быть участниками организации или руководить ею

Решение лица, ответственного за проведение проверки контрагентов:

по итогам проведенной проверки риск работы с ООО «______» признан _____________ (высоким, средним, низким).

Должность ___________________/_______________/

«___» ____________ 2019 года

Проверка добросовестности контрагента – забота самого налогоплательщика

Сотрудники ИФНС не могут раскрыть налогоплательщику информацию о его контрагентах, являющуюся налоговой тайной. А общедоступные сведения о своих партнерах налогоплательщик должен проверять самостоятельно.

Письмо Минфина от 25.10.2017

При этом при проверке благонадежности действующих или потенциальных контрагентов Минфин советует оценивать совокупность негативных признаков, перечисленных в пункте 12 приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и используемых налоговиками в процессе отбора плательщиков для проведения выездных проверок.

Так, к признакам, свидетельствующим о сомнительности контрагента, в частности, относятся:

  • отсутствие информации о госрегистрации компании в ЕГРЮЛ;
  • отсутствие документально подтвержденных полномочий представителя контрагента и копий документов, подтверждающих его личность;

Какие документы подтверждают должную осмотрительность и осторожность: судебно-арбитражная практика

Анализируя судебно-арбитражную практику, можно составить список документов, которые помогут налогоплательщику подтвердить проявленную при сделке «должную осмотрительность и осторожность». Среди них:

  • свидетельство о регистрации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя);
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
  • устав общества (организации);
  • протоколы, приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера;
  • бухгалтерский баланс;
  • лицензии, свидетельства о членстве в СРО;
  • документы, удостоверяющие личность гражданина, который выступает от имени контрагента.

Данный перечень не является исчерпывающим

Важно понимать, что отдельные документы, подтверждающие осмотрительность и осторожность, «работают» лишь в совокупности с мерами, о которых указано выше. Посмотрим, как трактуются указанные меры и документы на практике (таблица № 1)

Таблица 1. Позиция судов при предоставлении конкретного документа

Вид документа Вывод суда 1. Свидетельство о регистрации в качестве юридического лица (ИП) Данный документ в совокупности с документами, подтверждающими проверку полномочий должностных лиц контрагента на совершение юридически значимых действий, свидетельствует о проявлении должной осмотрительности (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 8 ноября 2010 г. по делу № А43-2399/2010) 2. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе Данный документ свидетельствует о проявлении должной осмотрительности (постановление ФАС Московского округа от 13 марта 2012 г. по делу № А40-37130/11-140-164) 3

Выписка из единого государственного реестра юридических лиц Налогоплательщик проявил должную осмотрительность и осторожность при выборе поставщиков, поскольку проверил их государственную регистрацию в качестве юридических лиц, получив выписки из ЕГРЮЛ (постановление Президиума ВАС РФ от 20 апреля 2010 г. № 18162/09 по делу № А11-1066/2009) 4

Устав общества (организации) Устав контрагента, в совокупности с иными документами, свидетельствует о должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика (постановление ФАС Поволжского округа от 17 января 2012 г. по делу № А55-5295/2011) 5. Протоколы, приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера Общество проявило должную осмотрительность, получив при заключении договоров, помимо прочих документов, протокол общего собрания участников общества об избрании генерального директора, а также приказ о назначении главного бухгалтера (постановление ФАС Московского округа от 15 сентября 2011 г. по делу № А40-10218/08—32) 6. Бухгалтерский баланс Общество проявило должную осмотрительность, поскольку наряду с иными документами располагал бухгалтерским балансом контрагента (постановление ФАС Московского округа от 15 сентября 2011 г. по делу № А40-10218/08—32) 7. Лицензии, свидетельства о членстве в СРО (саморегулируемой организации) Получение от контрагента лицензии на осуществление определенного вида деятельности свидетельствует о проявлении должной осмотрительности в целях проверки правоспособности компании (постановление ФАС Уральского округа от 18 октября 2010 г. № Ф09-8555/10-С3 по делу № А47-9363/2009) 8. Использование официальных источников информации Общество проявило должную осмотрительность, поскольку при заключении договора сверило данные, указанные в договоре и отгрузочных документах, с данными на официальном сайте ФНС России, а также убедилось в отсутствии поставщика в списке фирм-«однодневок» в сети Интернет (постановление ФАС Центрального округа от 25 июля 2011 г. по делу № А54-4250/2010С21) 9. Документы, удостоверяющие личность гражданина Проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента предполагает проверку личности лица, выступающего от имени организации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 марта 2012 г. по делу № А19-6264/2011)

Что проверять

При проверке есть общая схема и частные случаи для разных сфер бизнеса. Поставщика труб, производителя колбас и айти-компанию нужно проверять по-разному.

Я рекомендую компаниям составить регламент проверки поставщиков и клиентов из разных сфер и придерживаться его. Если поставщик вызывает подозрения по нескольким пунктам из регламента, лучше отказаться от работы с ним.

Общая схема проверки для поставщиков и клиентов такая:

  • компания существует и зарегистрирована в реестре юридических лиц. Можно запросить выписку из ЕГРЮЛ или воспользоваться сервисом налоговой;
  • компания работает больше года. Если она зарегистрировалась перед сделкой, у налоговой могут быть вопросы. Она может подумать, что компанию специально создали, чтобы провести сделку на бумаге и получить вычет по НДС или снизить расходы;
  • адрес не массовый. Массовый адрес — тот, по которому находятся много компаний. На самом деле они там не работают, а просто зарегистрированы для вида. Так делают фирмы-однодневки. Для проверки есть сервис налоговой;
  • имя директора в учредительном договоре и приказе о назначении генерального директора. Там должен быть тот человек, который называет себя генеральным директором и подписывает договоры;
  • директора нет в списке дисквалифицированных руководителей. Для проверки у налоговой есть сервис.

Эти пункты нужно проверить у любой компании, с которой начинаете работу. У поставщика товаров нужно проверить, что у него есть ресурсы, чтобы хранить и поставлять товары. Вот что мы рекомендуем проверять своим клиентам:

  • численность сотрудников. Странно, если компания заключает миллионные сделки, возит тонны товара, а работает там один директор;
  • дебиторская задолженность в бухгалтерском балансе. Это значит, что у компании есть другие клиенты;
  • станки, оборудование. Хорошо, если в бухгалтерском балансе в основных средствах не меньше трех-пяти миллионов рублей;
  • кредиты от банков. Банки проверяли компанию и доверяют ей, раз дали кредит;
  • участие в госконтрактах и тендерах. Перед заключением контракта ведомства тщательно проверяют компанию и запрашивают много бумаг.

Чтобы проверить партнера, можно воспользоваться интернет-сервисами, например Спарком или Контуром.

По нашему опыту, лучше не заключать крупные сделки с поставщиками товаров, если численность сотрудников меньше двадцати человек. При проверке московская налоговая, насколько мы знаем, фильтрует партнеров компании. Партнеры с большим штатом сотрудников редко попадают в зону риска, и по ним редко требуют объяснения или возмещения по НДС.

Поставщик может работать с субподрядчиками, например, не возить трубы сам, а нанять транспортную компанию. Это законно, но нужно заранее обговорить это до заключения сделки и прописать в договоре.

Если компании заключают договор на оказание услуг, нужно проверить, что у подрядчика хватает сотрудников для выполнения работ по договору.

Компания заказывает строительные работы. Для их выполнения нужно пятьдесят человек, а у строительной компании в штате всего двадцать человек. Скорее всего, подрядчик привлечет субподрядчиков или наймет нелегальных рабочих и заплатит им наличными. Налоговая может придраться и заподозрить нереальную сделку.

Перед началом работы лучше согласовать, как подрядчик будет работать: сам или через подрядчиков. Еще лучше согласовать перечень субподрядчиков и прописать в договоре, что подрядчик нанимает субподрядчиков.

Маркетинговым и айти-компаниям не нужны оборудование или станки. Налоговая будет смотреть, как компания нашла партнера. Нужно проверить:

Осмотрительность и осторожность в предпринимательстве

Осмотрительность в выборе контрагента имеет для хозяйствующего субъекта существенное значение в следующих ситуациях:

  1. При приобретении товаров или работ/услуг плательщиками НДС. Покупатель (заказчик), перечисляя денежные средства контрагенту, одновременно перечисляет ему сумму налога на добавленную стоимость, которую тот обязан в дальнейшем перечислить в бюджет. При неисполнении этой обязанности продавцом (исполнителем) покупатель (заказчик), уменьшая налогооблагаемую базу (производя зачет налога), фактически имеет необоснованную налоговую выгоду.
  2. Продаже товаров или оказании услуг / выполнении работ. Продавец (исполнитель) имеет риск неоплаты или неполной оплаты в том случае, если договором предусмотрена полная или частичная рассрочка оплаты или оплата после передачи товара или приемки работы/услуги.
  3. Заключении сделки во исполнение договора комиссии. Ст. 993 ГК РФ возлагает ответственность на комиссионера, не проявившего необходимую осмотрительность, за неисполнение обязательств третьим лицом.
  4. Действии в чужом интересе. В этом случае ст. 980 ГК РФ прямо предписывается проявление заботливости и осмотрительности.

Риск-ориентированный подход к должной осмотрительности контрагентов

Международные стандарты требуют применения риск-ориентированного подхода к должной степени осмотрительности при выборе поставщика. Следовательно, эти меры должны применяться на уязвимой к риску основе в зависимости от типа контрагента, деловых отношений, характера сделок или деятельности. Более высокие категории риска должны подлежать усиленной должной осмотрительности.

Оценка риска позволит определить, какая часть собранной информации нуждается в независимой проверке:

  • Для депозитного счета с низким балансом и низким оборотом может потребоваться сбор только упрощенной или базовой информации об открытии счета. Объем проверяемой информации может быть ограничен доказательствами идентификации и информацией об источнике финансирования, ожидаемой частоте депозитов, снятии средств;
  • Для контрагентов со стандартным риском, то есть тех, кто постоянно зарегистрирован в стране, имеет прозрачный источник дохода, может потребоваться проверка только стандартной предоставленной информации;
  • Усиленная должная осмотрительность должна применяться к контрагентам с более высоким риском, к бенефициарным владельцам или управляющим компаний или структур с более высоким риском;
  • Котируемые компании и их стопроцентные дочерние фирмы считаются менее рискованными, требующими только упрощенной процедуры due diligence.

Частные или трастовые компании обычно оцениваются как более рискованные, чем котируемые, поскольку они подвергаются более низкому уровню внешнего контроля, чем те, которые находятся в государственной собственности. Для таких отношений необходимо также проверить личность бенефициарных владельцев и управляющих в дополнение к проверке корпоративного субъекта. Бенефициарными владельцами также могут быть исполнительные директора или учредители трастов.

Необоснованная налоговая выгода

Коммерческая деятельность предусматривает получение прибыли не только от выполнения работ и оказания услуг, но и от пользования имуществом и реализации товаров (Письмо ФНС от 23.01.2013 № АС-4-2/710@). Так, извлечение прибыли – это и есть основная цель при осуществлении деятельности коммерческими организациями.

Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. №53 закрепило определение налоговой выгоды. В него включены следующие положения:

  • минимизация размера налоговых обязательств
  • получение налоговых вычетов и льгот
  • использование ставки налогообложения ниже требуемой
  • возможность вернуть/зачесть денежные средства или возместить налог из бюджета

При этом необоснованная налоговая выгода, как правило, является следствием уклонения организации от исполнения налоговых обязательств.

Можно выделить два варианта, при которых выгода будет считаться необоснованной:

  1. Если в рамках налоговых вопросов учитываются операции, не соответствующие их реальному экономическому смыслу.
  2. Если учитываются операции, применение которых не обосновано реально существующими причинами.

К примеру: организация оформляет договорные отношения с подрядчиком для оказания какой-либо услуги, оплачивает исполнение, но при этом фактически оказание услуг происходит силами штатных сотрудников организации.

Само по себе нарушение налоговых обязательств еще не доказывает факт получения необоснованной выгоды. Случаев, когда организация имеет негативные последствия по причине недобросовестного осуществления деятельности компанией-партнером, всего два.

Чтобы признать налоговую выгоду необоснованной, ФНС должна доказать:

В первом случае, отсутствие должной осмотрительности со стороны налогоплательщика и факт его осведомленности о нарушениях контрагента при осуществлении деятельности

При этом особое внимание будет уделено проверке взаимной зависимости данных организаций.
Во втором случае необходимо доказать, что осуществление деятельности и со стороны налогоплательщика, и со стороны контрагента направлена непосредственно на получение налоговой выгоды при взаимодействии с организациями, уклоняющимися от выполнения налоговых обязательств.. В последнем варианте действия осуществляются сознательно, в первом же еще есть возможность избежать негативных последствий

В последнем варианте действия осуществляются сознательно, в первом же еще есть возможность избежать негативных последствий.

Обязательно обратите внимание на следующие моменты перед заключением договора:

  1. Всегда старайтесь рассмотреть несколько  альтернативных коммерческих предложений при выборе контрагента, не зацикливайтесь на первом попавшемся контрагенте. Сохраняйте  всю переписку. Это поможет избежать обвинений в том, что выбранный вами контрагент был заранее предопределен и вы  не рассматривали  альтернативные условия, что в свою очередь может быть расценено, как фиктивность сделки.
  2. Если договор подписывается с руководителем компании, то нужно проверить документ о назначении его на должность, наличие полномочий будет отражено в выписке ЕГРЮЛ. В Уставе необходимо проверить срок  на который избран генеральный директор. Бывает так, что полномочия директора могут быть просрочены, а договоры  продолжают подписываться.
  3. Проверьте директора контрагента на предмет ” МАССОВОСТИ”. Он может быть учредителем многих юридических лиц, это не очень хороший знак.
  4. При подписании договора не  директором, проверьте в Уставе компании описание ситуаций, при возникновении которых лицо имеет полномочия.
  5. Если договор подписывается не директором компании, нужно проверить доверенность, в которой должно быть указано наличие у представителя полномочий на заключение договоров.
  6. Проверьте наличие необходимых ОКВЭД для выполнения той деятельности, которая является предметом договора. В сведениях ЕГРЮЛ они обязательны должны быть указаны.
  7. Если в сведениях ЕГРЮЛ информация  более чем о 30 видах деятельности, и все они  разнородные, относящиеся  к разным сферам, то работа с таким контрагентом может вызывать вопросы. Еще один нюанс,  дословное совпадение наименования кода ОКВЭД и предмета договора также является  неблагоприятным знаком к  сотрудничеству. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2017 № Ф07-14274/2017 по делу № А56-22727/2017; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.02.2018 № Ф09-476/18 по делу /№ А60-20134/2017).
  8. Проверьте юридический адрес контрагента на предмет “МАССОВОСТИ” и на предмет наличия записи о недостоверности сведений (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.02.2018 № Ф07-15923/2017 по делу № А52-355/2017; Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2018 № 11АП-19210/2017 по делу № А49-5717/2017).
  9. Проверьте соотношение даты регистрации контрагента и даты заключения договора. Если договор заключен с недавно зарегистрированным юридическим лицом, то эта сделка расценивается, как подозрительная и встает вопрос о реальности ее осуществления. Должны быть четкие основания и деловые цели, которые помогут доказать, что заключить договор с другим юридическим лицом вы не имели возможности (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.01.2018 № Ф07-15900/2017 по делу № А13-14619/2016).