Договор транспортной экспедиции в международном сообщении

Содержание

Содержание договора

В Гражданском Кодексе прописано, что экспедитор на основе заключенных договорных отношениях за счет заказчика организует качественное выполнение услуг, которые связаны с перевозкой того или иного груза.

Обычно текст стандартного договора на оказание экспедиторских услуг состоит из нескольких пунктов, основными из которых являются:

  • предмет договора;
  • условия грузоперевозки, где обычно прописывают основные характеристики груза;
  • права обеих сторон;
  • обязанности обеих сторон;
  • порядок проведения расчетов;
  • претензии;
  • реквизиты сторон.

Если сторонам договора кажется, что данных пунктов недостаточно, то можно внести дополнительные пункты. В договоре экспедиторы достаточно часто включают пункт о том, что за компанией закрепляется право не отдавать груз получателю, пока услуга не будет оплачена в полном объеме.

Основные понятия, регулирование отношений

Заключение соглашений с экспедицией в сфере транспорта – приводит к образованию отношений, за регулирование которых отвечает Гражданское Законодательство. Кроме того, можно опираться на Правила по деятельности в этой сфере вместе с Федеральным Законом №87-ФЗ.

Экспедиторские услуги

В тексте соглашения указывается, что есть две стороны, одна играет роль экспедитора, а другая – клиента. Он сам может отправлять либо получать грузы. Первая сторона обязуется выполнить определенные услуги, связанные с доставкой грузом, за личный счет второй стороны. Конкретный список действий оговаривается в первоначальном соглашении.

Сам транспортный процесс с участием груза относится к основным условиям в договоре. Ответственность по товарам может возлагаться на самих экспедиторов. Но привлечение сторонних исполнителей – более распространенное решение для данной задачи.

В основной части пишут о том, как контролировать перевозку, о каждой операции. Их список состоит из:

  • контроля за отправкой и получением
  • оформления соглашений, функцию составителя которых выполняет экспедитор либо сами клиенты
  • организации перевозки, использования определенного вида транспорта, и следования выбранному маршруту

Что касается дополнительных услуг, то они имеют обычно вид:

  1. Получения грузов в конечном пункте вместе с хранением.
  2. Перечисления любых расходов, возлагающихся на клиента, с включением налоговых сборов и пошлин.
  3. Погрузки, выгрузки, контроля за состоянием груза.
  4. Соблюдения формальностей. Таможенные не становятся исключением.
  5. Получения документов, без которых невозможен экспорт или импорт.

Претензии и срок исковой давности

Согласно законодательству (п. 1 ст. 797 ГК РФ, ст. 12, 13 закона № 87-ФЗ), все споры по договорам перевозки и экспедиции сначала необходимо попытаться разрешить с помощью досудебной претензии. Если предъявленные требования не будут удовлетворены или заявитель не получит на свою претензию никакого ответа по истечении 30 дней после ее получения, можно подавать исковое заявление.

Оформление, порядок и сроки досудебного урегулирования прописаны в соответствующих транспортных нормативных актах и законе № 87-ФЗ. Например, по транспортной экспедиции претензия направляется в течение 6 месяцев с момента возникновения такой потребности (п. 4 ст. 12 закона № 87-ФЗ). В отношении перевозок определены такие же (для железнодорожных и воздушных) или более длительные — 12 месяцев (для автомобильных, морских и внутренних водных) — претензионные сроки.

Срок исковой давности для обращения в суд по обеим сделкам составляет 1 год. Момент, с которого срок начинает течь, определяется по правилам, указанным в кодексах и уставах различных видов транспорта, а также ст. 13 Закона № 87-ФЗ.

Определение и характеристика формы

Каждая из сторон имеет встречные обязательства и права, которые максимально подробно прописываются в основной части документа.

Возмездность соглашения заключается в платности работ экспедитора – заказчик оплачивает его труд и компенсирует затратные статьи, связанные с выполнением взятых на себя обязательств. Динамика выполнения данного процесса так же должна быть указана в договоре.

Значимые условия документа:

  • предметная часть соглашения;
  • перечень условий и обстоятельств, относительно которых по взаимному заявлению участников достигаются все необходимые договоренности.

Форма документа – письменная. Составляется в двух экземплярах. Подписывается всеми участниками процесса и хранится у каждого из них.

Изменение экспедиции

Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.

Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Порядок согласования изменений записывают в договор.

Пример:

Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.

Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.

Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции.

К обязанностям клиента относится:

1) выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

2) предоставить экспедитору документы, а также информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки.

3) предоставить экспедитору документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора).

4) предоставить иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей, предусмотренную договором.

В случае если экспедитору недостаточно информации, предоставленной клиентом, он вправе ее запросить. В случае если клиент не предоставит недостающую информацию, экспедитор вправе не приступать к исполнению договора, а также потребовать от клиента возмещения убытков.

Заполненный образец

Бланк договора транспортной экспедиции имеет стандартную форму, утвержденную нормативно-правовыми регламентирующими актами и состоит из следующих разделов, обязательных к заполнению:

  1. Наименование и номер документа, день, месяц, год его подписания.
  2. Наименование организации-заказчика с указанием формы деятельности и личные данные экспедитора (Фамилия, Имя, Отчество).
  3. Предмет договора – прописывается суть документа, состоящая в оказании услуг по перевозке грузов на согласованных условиях, одной стороной, и материальной компенсацией за полученную услугу, другой стороной.
  4. Порядок оказания работ – подробно расписывается задание клиента, отражается информация о сроках перевозки, условиях транспортировки и хранения груза, маршруте движения, создании условий для выполнения задания. В этом же разделе расшифровывается мера персональной ответственности экспедитора за несоблюдение вышеуказанных пунктов настоящего договора. Согласовывается стоимость работы и порядок ее возмещения.
  5. Взаимные обязательства – экспедитор должен выполнить работу в срок и в надлежащем качестве. Если это указано в договоре, в его обязанности входит складская приемка товара, организация загрузки или выгрузки, перегрузка на сторонние виды транспортных средств, участвующих в процессе доставки груза. Клиент со своей стороны обязуется предоставить груз своевременно и обеспечить условия, от него зависящие, к выполнению задания экспедитором. Оговаривают все свои требования относительно графика, маршрута и сроков доставки. Если по какой-либо причине клиент отказывается от услуг экспедитора, он обязан компенсировать ту часть расходов, которые работник успел совершить.
  6. Порядок взаиморасчетов – за проделанный труд заказчик платит работнику оговоренную настоящим документом сумму в безналичной форме оплаты с перечислением на его расчетный счет.
  7. Ответственность – за неисполнение взаимных обязательств, срыв сроков поставки груза.
  8. Форс-мажор – обстоятельства, независимые от обеих сторон и, соответственно, непреодолимые.
  9. Срок действия.
  10. Реквизиты и личные подписи.

Как именно заключается договор?

Законодательство не выставляет отдельных требований к тому, какого порядка надо придерживаться при оформлении соглашений. Допустимо поэтому опираться на общие правила, касающиеся письменных форм соглашения. Кроме того, им стороны могут обменяться путем телефонной или электронной, почтовой связи. Или любого другого канала, если будет понятно, от кого посылается оригинал документа.

В таком случае необходимо сказать о решении в тексте самого договора. Не стоит забывать о ссылке на предоставление оригинала. И в самой заявке, которая направляется по факсу, нужно четко указать цель – заключение соглашения по транспортной экспедиции.

Что полезного записать в договор перевозки

Предмет договора

Перевозчик за плату перевозит груз заказчика — это предмет договора по ст. 785 ГК РФ. 

Подробности перевозки пишут здесь же, в предмете. Но можно согласовать время, транспорт, груз и маршрут в отдельном документе — заявке заказчика. Заявку делают письменно или устно — как принято в вашей организации.

Пример:

Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, адрес подачи транспорта под погрузку и разгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в устной или письменной заявке диспетчеру Перевозчика.

Транспортная накладная

При приёмке груза перевозчик заполняет транспортную накладную. Так нужно по ст. 8 Устава автомобильного транспорта.

Транспортную накладную делают в двух экземплярах, если отправитель и получатель одно лицо. Если груз посылают кому-то, экземпляра делают три: водителю, отправителю и получателю.

Кто грузит и разгружает

Погрузку и разгрузку делает тот, кому поручили договором. Запишите это условие.

Пример:

Перевозчик обязан своими силами организовать погрузку и выгрузку груза.

Транспортное средство

Машина перевозчика должна подходить для груза заказчика. К примеру, для тонны молока понадобится грузовик с рефрижератором. 

Отсюда правило — ориентироваться на груз заказчика из заявки.

Если транспорт не подходит, заказчик вправе отказаться. А перевозчик заплатит штраф. Так следует из ст. 791 ГК РФ.

Упаковка груза 

Отправитель пакует груз, чтобы он не повредился в пути и не испортил грузовик. Это требование из ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

За плохо упакованный и совсем без упаковки груз перевозчик не отвечает.

Если упаковка — дополнительная услуга перевозчика, это записывают в договор. Тогда перевозчик отвечает за целостность груза.

Пример:

Перевозчик оказывает Заказчику дополнительные к перевозке услуги по упаковке груза стоимостью 100 рублей за одну коробку.

Когда при погрузке видно, что мебель поломана или фрукты помяты, это записывают в накладную. Без такой записи считается, что груз приняли в полном порядке.

Срок доставки

Время приезда машины и срок перевозки пишут в заявке и транспортной накладной.

Без срока действует общее правило из ст. 14 Устава автомобильного транспорта:

  • 10 дней для перевозки по городу и в область,
  • 30 дней для доставки в другую страну.

Груз считается потерянным, если прошли сроки из закона или заявки. За потерю перевозчик платит заказчику компенсацию.

Цена и срок оплаты

Цену за перевозку и срок оплаты записывают в договор. Допуслуги наподобие упаковки и подъёма мебели на этаж считают отдельно.

Перевозчик обязан иметь прейскурант и показать его по просьбе заказчика. Это требование п. 8 Правил перевозки груза.

Объявленная ценность груза

По желанию сторон в накладную записывают объявленную ценность груза. Эту сумму перевозчик оплатит при утере груза. Цену перевозки можно установить в зависимости от объявленной ценности.

Объявленная ценность не должна быть выше реальной стоимости. Так сказано в п. 12 Правил перевозки.

Ответственность перевозчика

Перевозчик отвечает за сохранность груза и своевременность доставки. Отменить в договоре ответственность перевозчика нельзя. Такие пункты не сработают в суде — ст. 37 Устава автомобильного транспорта.

За сорванную перевозку перевозчик платит 20 % от оплаты, за опоздание — 5 %. Эти штрафы из ст. 34 Устава автомобильного транспорта. Но в договоре можно посчитать штраф по-другому.

Ответственность заказчика

Заказчик платит 20 % от оплаты, если передумал ехать и 5 %, если опоздал к погрузке. Штрафы из ст. 35 Устава автомобильного транспорта. В договоре можно написать другие.

Пример:

За простой ТС под погрузкой или разгрузкой по вине Заказчика, Заказчик платит Перевозчику 100 рублей за каждый час простоя.

Подсудность споров

Перевозчик и клиент могут оказаться в разных городах за тысячи километров. В этом случае принципиально где судиться, если что-то пойдёт не по плану.

По общему правилу судятся по месту жительства ответчика. 

Если стороны перевозки предприниматели, подсудность можно поменять. Обязательно запишите в договор, что иск подаётся в арбитражный суд своего региона. 

Статья актуальна на 28.01.2021

Экспедиторские документы

Принимая ТМЦ, экспедитор в обязательном порядке выдает клиенту экспедиторские документы, оригиналы договоров, заключенные по доверенности от имени заказчика. В свою очередь контрагент предоставляет документы и информацию о свойствах подлежащего транспортировке груза, условиях, которые необходимо обеспечить, другие важные для выполнения обязательств сведения.

Если это требование не выполнено, то клиент отвечает за убытки, которые вследствие этого понес исполнитель договора.

Список экспедиторских документов, порядок предоставления услуги и требования к ее качеству содержатся в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности (пункт 5), далее — Правила ТЭД. По общим требованиям, о заключении договора свидетельствует наличие таких документов:

  • поручения — в нем перечисляются услуги, заказанные клиентом, и условия их предоставления. Экспедитор рассматривает поручение, затем отправляет его — согласованным или отклоненным — контрагенту. К выполнению приступают только при положительном ответе. Клиент может в любой момент отозвать поручение. Но потом он компенсирует экспедитору расходы по исполненной части обязательств, как того требуют Правила ТЭД (п. 9, 10);
  • экспедиторской расписки — оформляется при приеме груза и подтверждающим его получение от клиента или указанного ним грузоотправителя. Она дает право на владение ТМЦ до момента, пока их не передадут клиенту или указанному этой стороной получателю. Вместо экспедиторской расписки, в зависимости от характера предоставляемой услуги, могут применяться другие документы, о чем указывается в тексте договора;
  • складской расписки — выдается в подтверждение того, что склад получил на хранение ТМЦ. По ней грузу гарантируют соответствующие условия, безопасность. Складская расписка может выполнять функцию банковского документа, если владелец желает использовать имущество как залог по кредиту. Она также предоставляет право поклажедателю забирать товар частями.

Соглашение об оказании транспортно-экспедиционных услуг может заключаться не только в виде договора свободной формы, но и в форме составления этих документов.

Вышеприведенный перечень неполный, на практике еще используются:

  • экспедиторское свидетельство;
  • заявка клиента;
  • коносамент;
  • поручение на отправку экспортных грузов;
  • декларация о перевозке опасных веществ;
  • интермодальное весовое свидетельство отправителя и другие.

Иные отличия договора экспедирования и договора перевозки друг от друга

Кроме вышеперечисленных рассматриваемые виды договоров также характеризуются следующими отличиями:

  1. По общему определению перевозка считается реальным договором, т. е. заключается при передаче груза. Хотя на некотором виде транспорта (морской, автомобильный) данная сделка может быть и консенсуальной. Договор же транспортной экспедиции всегда является консенсуальным.
  2. Положения п. 1 ст. 785 ГК РФ устанавливают возмездный характер перевозки. В противном случае суд может квалифицировать безвозмездное перемещение товара как обычную транспортировку для собственных нужд. Договор транспортной экспедиции — взаимообязывающий и возмездный.
  3. Участниками договора перевозки становятся грузоотправитель и перевозчик. Однако само действие осуществляется для удовлетворения потребностей грузополучателя, поэтому его можно назвать сделкой в интересах третьего лица. Сторонами транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент (грузоотправитель или грузополучатель). При этом договоры ТЭ могут быть заключены с множеством лиц по принципу «один клиент — несколько экспедиторов».

***

Итак, сравнительный анализ рассмотренных соглашений позволяет сделать вывод о кардинальных отличиях договора перевозки и договора транспортной экспедиции друг от друга. При этом транспортную экспедицию проще спутать с другими договорами на возмездные услуги, чем с перевозкой грузов, хотя обе сделки относятся к видам транспортных соглашений. Путаница может возникнуть только в случае, когда мы имеем дело со смешанным договором, т. к. документ может быть поименован исключительно как перевозка груза или как транспортная экспедиция, хотя по факту будет регулировать и ту и другую деятельность.

***

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Обеспечение завоза грузов в порты и аэропорты, на станции железных дорог

Мнение эксперта
Куртов Михаил Сергеевич
Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

На экспедиторов переходит ряд обязательств, отличающихся второстепенным характером по отношению к самой транспортировке. Сами обязательства вводятся для обслуживания отдельных этапов работы.

Экспедиторы связываются следующими обязательствами, согласно данному соглашению:

  • Сдать грузы перевозчику, чтобы они попали в конечные пункты.
  • Заключить договор с транспортной компанией, когда ставится либо имя экспедитора, либо данные по клиентам.
  • Приемка с соблюдением требований, установленных договорными отношениями.

Следующая
ПродажаДоговор поручительства между юридическими или физическими лицами: образец 2021 года

Страхование груза по договору транспортной экспедиции.

По общему правилу имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества (ч. 1 ст. 930 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Это является единственным ограничением страхования по договору транспортной экспедиции, в связи с чем, во всех остальных случаях экспедитор вправе самостоятельно заключить договор как от своего имени, так и в случае если договором прямо предусмотрена возможность заключить такой договор (от имени клиента).

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Важно! Основное различие двух договоров проводится по их предмету. Так, договор перевозки не предполагает оказания перевозчиком каких-либо вспомогательных услуг, помимо фактического перемещения имущества или физического лица

В договоре ТЭ данные услуги относят к существенным условиям, без согласования которых соглашение может быть признано незаключенным.

Различия ТЭ и перевозки также проявляются:

  • в правах и обязанностях экспедитора и перевозчика (например, экспедитор обязан собрать все необходимые бумаги и найти перевозчика для реализации транспортировки имущества, а перевозчик обязан лично произвести транспортировку);
  • документах, сопровождающих экспедицию и перевозку;
  • ответственности экспедитора и перевозчика.

Отличие договора ТЭ от договора перевозки заметно при определении момента заключения договора. Договор ТЭ является консенсуальным и считается заключенным после проставления сторонами подписей, а договор перевозки, как правило, признается реальным и заключается в момент получения перевозчиком имущества.

В отличие от договора перевозки, где перевозчик обычно действует от своего имени, экспедитор по договору транспортной экспедиции может действовать любым из следующих способов:

  • на основании доверенности от лица заказчика, который должен оплатить услуги экспедитора и возместить последнему понесенные затраты;
  • от своего имени без доверенности, все затраты при этом ложатся на заказчика;
  • частично от своего имени (осуществлять такие действия, как, например, ведение переговоров), частично — от имени заказчика по доверенности (например, заключать договор). 

Зачем нужны дополнительные транспортные договоры, какие из них более выгодны для заказчика грузоперевозки?

Получая от транспортно-информационного сервиса «Transportica» уведомления о доступных грузах, частные автоперевозчики (владельцы грузовиков) сталкиваются с примечаниями «перевозка с оформлением договора» или «перевозка с экспедированием». Такие меры нужны заказчикам грузоперевозки, чтобы уточнить все нюансы автомобильной транспортировки, повысить ответственность грузоперевозчика, застраховать себя от хищения, утери, повреждения товаров. Отдельные договоры точно определяют права и обязанности сторон, служат основанием судебных разбирательств.    Украинским законодательством виды договоров перевозки грузов не определены, документы составляются в произвольной форме, перед подписанием согласовываются и корректируются сторонами.В дополнительных договорах более подробно расписываются права и обязанности сторон грузоперевозки, штрафные санкции, все нюансы автомобильной транспортировки. Экспедирование грузов может быть отдельным разделом общего договора автомобильной перевозки или оформляться отдельным документом.   Традиционный договор перевозки составляется в произвольной форме, в котором обязательными считаются несколько разделов.  К обязательным разделам договора перевозки автотранспортом относятся дата, подписи, печати, фиксирующие согласие сторон с содержанием документа. В отличие от товарно-транспортной накладной, в транспортном договоре может не быть спецификации грузов, веса, тары, конкретных номеров и характеристик автотранспорта

Основное внимание в документе уделяется срокам доставки, штрафным санкциям, ответственности за сохранность груза в пути. Вопросы приемки груза от отправителя и выдачи его грузополучателю в таких документах не конкретизируются

  При многих видах автомобильной грузоперевозки заказчик отправляет с ценным грузом собственного экспедитора. Если это невозможно, с автотранспортным предприятием, водителем (владельцем грузовика) лучше заключить отдельный договор транспортной экспедиции.  Договор экспедирования не дублирует договор автомобильной грузоперевозки. По договору организация транспортировки может быть поручена третьим лицам (не перевозчику). Говорить о том, какой из договоров лучше для заказчика бессмысленно, так как они дополняют друг друга.   Основными разделами договора становятся обязанности сторон транспортной сделки, права экспедитора, размер оплаты, штрафные санкции. В ходе выполнения договора, водитель — экспедитор, действующий по доверенности заказчика, должен обеспечить:

  • проверку, приемку, погрузку товаров (контроль действий грузоотправителя);
  • заполнение или проверку сопроводительной документации;
  • организацию погрузочных работ;
  • обеспечение сохранности груза в пути;
  • выполнение обусловленных сроков доставки товаров;
  • подготовку места выгрузки, обеспечение такелажных работ (включая наем грузчиков, складской техники);
  • получение складской расписки грузополучателя;
  • отправку всех документов заказчику грузоперевозки.

Включаются в договор транспортной экспедиции и существенные условия, определяющие такие обязанности экспедитора, как согласование с заказчиком маршрута автомобильной грузоперевозки, постоянное оповещение о состоянии и местонахождении груза, уплату сборов и пошлин (при международных перевозках).     Фактически заказчик грузоперевозки, находясь в Киеве, может поручить автотранспортному предприятию или водителю-экспедитору получение товаров на нескольких складах в Одессе, проверку документов и состояния грузов, их доставку в Хмельницкий и прием покупателем.   В Украине попутные перевозки желательно проводить с водителем-экспедитором,  который постоянно контролирует правильное размещение груза, оформление документов, выдачу груза. Дополнительные договоры выгодны заказчику грузоперевозки, так как могут точно определить все обязанности перевозчика. Правильно составленный договор становится дополнительной страховкой от возможных транспортных ущербов.          

ДОКУМЕНТЫ И ДРУГАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ ЭКСПЕДИТОРУ

3.1. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим договором.

3.2. Экспедитор обязан сообщить Клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить – у Клиента необходимые дополнительные данные.

Мнение эксперта
Куртов Михаил Сергеевич
Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

3.3. В случае непредоставления Клиентом необходимой информации Экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

3.4. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в п.3.1.

Транспортно-экспедиционное обеспечение доставки груза получателю

Предмет заключения подобных соглашений – обеспечение экспедитором всего транспортного процесса для груза. Который касается любых этапов в перемещении товаров, первый – это принятие, а последний – передача третьему лицу. Выбор маршрута, рекомендованного к передвижению – обязанность клиента, либо экспедитора, в зависимости от договоренности.

Клиентами могут стать не только те, кто отправляют, но и те, кто получают грузы. Экспедиторы принимают на себя несколько обязанностей, когда начинают распоряжаться транспортными средствами:

  1. Выдать получателю посылку, когда она окажется в конечном пункте.
  2. Осуществлять транспортировку с соблюдением предусмотренного маршрута, и обеспечением сопровождения, охраны в пути.
  3. Принять отправление со стороны клиентов.

Тогда экспедиторы в одном лице объединяют роли отправителя и перевозчиков. Сама перевозка грузов становится лишь одной из граней в обязанностях.

Ответственность возлагается не только в этой части, но и в других положениях ГК РФ, с более общим характером. Недопустимо тогда приведение ссылок по ограничениям, на которые могут рассчитывать перевозчики.

Можно указать, что не сама непосредственная доставка груза считается фактом исполнения обязательств. А то, что от имени клиента был заключен контракт с другими перевозчиками. Главное – чтобы условия соответствовали первоначальному договору.

Если задачи трудно выполнимы, экспедиторы имеют право прибегнуть к услугам сторонних фирм. Если они работают там, где находится получатель груза. Далее переходят только к оформлению соответствующего договора.

Порядок расчетов

Данный пункт заключенного договора может быть указан либо в тексте самого документа на оказание услуг, либо вынесен в отдельное приложение к документу. Оплата исполнителя может быть прописана в нескольких вариантах:

  • фиксированная сумма;
  • определенный процент от определенной суммы;
  • тариф, который устанавливает экспедитор.

В стоимость оплаты услуг также включаются все расходы, которые так или иначе связаны выполнением своих обязательств перед заказчиком.

Чаще всего оплата происходит следующим образом. Исполнитель выставляет клиенту счет. Тот в свою очередь знакомиться с ним и если его устраивает сумма, то оплачивает. Оплата поступает на счет в течение 3-5дней.

Некоторые экспедиторы требуют предоплаты, которая обычно составляет не более 30% от общей суммы договора. Однако, стоит сразу отметить, что такого рода требования многие заказчики воспринимают в штыки.

Ответственность за нарушение обязательств

Обязанности с ответственностью возлагаются на перевозчика при заключении соглашения с третьим лицом, указании имени экспедитора на документах. Главное – что эта ответственность имеет строгие ограничения, установленные на законодательном уровне.

Кто отвечает за потери

Если при заключении соглашений в документах стоит имя экспедитора – значит, он контрагент по отношению к перевозчику. Тогда перед клиентами ответственными считаются экспедиторы. Либо обязанности с них снимаются. В зависимости от того, как прошли судебные разбирательства, удалось ли доказать, что виновником произошедшего стал перевозчик.

Есть и дополнительные ограничения, которые накладываются именно на экспедиторов, когда речь идет об их ответственности. К примеру, в ситуациях с пострадавшим грузом возмещается только реальная часть ущерба. Возмещение происходит только, если удалось доказать, что обстоятельства могли быть предсказаны и обойдены.

Иногда можно указать требование по возврату вознаграждения, уплаченного ранее. Например, с размером, зависящим в пропорции от товара, которого не хватает либо который поврежден. Но тогда клиент тоже имеет право на возмещение только, если доказана прямая вина экспедитора.

Законодательство в текущей версии имеет ссылку и на обязательность применения претензионного порядка для рассмотрения любых споров. До того момента пока экспедиторы сами не отвечают на направленную претензию, клиенты просто не могут обращаться в суд. Срок исковой давности сокращается, когда речь идет о подобных требованиях.

Различия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Основные отличия между договором перевозки и договором транспортной экспедиции состоят в следующих аспектах:

Фактор Договор перевозки Договор экспедиции
Цель документа Осуществление перевозки груза, доверенной заказчиков и владельцем до места назначения Организация перевозки и сбор документов для ее осуществления
Предмет договора Перевозка, проводимая на конкретном транспортном средстве в определенное время Оказание посреднических услуг при перевозке
Стороны договора Заказчик – исполнитель
Договор является основанием для перевозки
Заказчик – посредник – исполнитель
Договор является стимулом к действию по осуществлению перевозки
Обязанности исполнителя Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения без повреждений Экспедитор обязан:
  • найти перевозчика, который согласится на проведение операции;
  • собрать документы, требующиеся для осуществления перевозки;
  • проследить за отправкой и получением груза;
  • при необходимости произвести сопровождение груза в пути

Таким образом, можно сделать вывод, что договор перевозки является более узконаправленным документом, чем договор транспортной экспедиции. Заключение договора перевозки входит в обязанности экспедитора при предоставлении услуг заказчику.

Существенные условия и предмет

Договор транспортной экспедиции – это понятие, включающее в себя определенные взаимные обязательства участников: с одной стороны – экспедитора, а с другой – грузополучателя либо отправителя.

В первом случае работник выполняет свои задачи по транспортировке груза за материальное вознаграждение, во втором – заказчик обязуется создать для этого оптимальные условия и оплатить труд в рамках своих договорных обязательств.

Соглашение может носить реальный характер, если выполняется услуга, или быть консенсуальным – если ее выполнение только организуется.

В качестве клиента может выступить любой участник процесса, заинтересованный в экспедиторских услугах. Роль последнего имеет право выполнять только коммерческая компания или лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, и имеющая на это соответствующее разрешение.

Экспедитор на законодательном уровне имеет право нанимать сторонних лиц, если на этот счет нет договорных ограничений. При этом он берет на себя ответственность не только за свою деятельность, но и за действия третьей стороны, которую он наделил определенными полномочиями.

Значимым условием соглашения выступает его предмет – работы, направленные на транспортировку грузов. Договор может быть полным (заключенным на весь объем экспедиционных мероприятий) или частичным (предполагающим долевое обслуживание).

Основные понятия, регулирование отношений

Заключение соглашений с экспедицией в сфере транспорта – приводит к образованию отношений, за регулирование которых отвечает Гражданское Законодательство. Кроме того, можно опираться на Правила по деятельности в этой сфере вместе с Федеральным Законом №87-ФЗ.

В тексте соглашения указывается, что есть две стороны, одна играет роль экспедитора, а другая – клиента. Он сам может отправлять либо получать грузы. Первая сторона обязуется выполнить определенные услуги, связанные с доставкой грузом, за личный счет второй стороны. Конкретный список действий оговаривается в первоначальном соглашении.

Сам транспортный процесс с участием груза относится к основным условиям в договоре. Ответственность по товарам может возлагаться на самих экспедиторов. Но привлечение сторонних исполнителей – более распространенное решение для данной задачи.

Компании занимаются основными либо дополнительными услугами.

В основной части пишут о том, как контролировать перевозку, о каждой операции. Их список состоит из:

  • контроля за отправкой и получением
  • оформления соглашений, функцию составителя которых выполняет экспедитор либо сами клиенты
  • организации перевозки, использования определенного вида транспорта, и следования выбранному маршруту

Что касается дополнительных услуг, то они имеют обычно вид:

  1. Получения грузов в конечном пункте вместе с хранением.
  2. Перечисления любых расходов, возлагающихся на клиента, с включением налоговых сборов и пошлин.
  3. Погрузки, выгрузки, контроля за состоянием груза.
  4. Соблюдения формальностей. Таможенные не становятся исключением.
  5. Получения документов, без которых невозможен экспорт или импорт.