Вертолёты россии и мира. боевые и гражданские вертолеты

Сон в руку…

Мама и здесь постаралась. У нее был свой рецепт — интересные книги. Когда человек читает, он мысленно переносится в другой мир, подчас другую эпоху, оставляя какие-то негативные эмоции и нервное истощение в настоящем. Хорошая книга — всегда релаксация. А какие лучшие книги для мальчишек? Те, в которых рассказывается о путешествиях, романтических и героических поступках. В домашней библиотеке было много томов Вальтера Скотта, Роберта Стивенсона, Майн Рида, Жюля Верна. Последний очень нравился Игорю. Особенно роман «Робур-завоеватель», в котором рассказывалось о гигантском воздушном корабле. Однажды Сикорскому-младшему приснился сон: его пригласили на этот корабль, доверили его управление. Этот полет получится таким незабываемым по ощущениям, сон был таким ярким, что Игорь несколько дней ходил под впечатлением этого неземного путешествия…

Уж не тогда ли, в детстве, у него и зародилась мечта: стать конструктором летательных аппаратов? И даже больше: свой первый полет на сконструированном и построенном летательном судне Игорь Иванович не доверял никому. Любую первую, образцовую модель, он испытывал только сам. Даже став знаменитым. И когда друзья упрекали его в том, что вряд ли стоило рисковать своей жизнью, для этого есть испытатели, Сикорский неизменно отвечал: кто лучше меня знает все конструктивные особенности? И потом, есть такая традиция: мостостроитель всегда первым вступает на построенный мост. Так почему у пилотов все должно быть иначе?!

Первый боевой: Ка-25

Развивая тему Ка-15 как противолодочного вертолета, ОКБ Камова выпускает более мощный Ка-25, способный поднимать больше специального радиолокационного оборудования для поиска атомных подлодок. Он стал первым советским вертолетом, созданным специально для боевого применения, и отслужил на флоте около 30 лет. Дебют Ка-25 в небе состоялся в 1961 году. Вертолет экспортировался в Индию, Болгарию и другие страны.

Ка-25 одним из первых в мире оснащался радиолокационным оборудованием, которое, например, позволяло использовать его в суровых условиях северных широт. Также вертолет применялся в сельском хозяйстве. Позже на его основе был создан вертолет-кран Ка-25К, способный транспортировать на внешней подвеске груз массой до 2 т, а внутри фюзеляжа до 1,5 т.

За создание противолодочного вертолета Николаю Ильичу Камову присудили Государственную премию. Дальнейшим развитием гражданского направления стал многофункциональный модульный Ка-26, а продолжением противолодочной темы – боевой корабельный Ка-27.

Манёвренность и комфорт

VRT500 представляет собой вертолёт с соосной схемой, где оба винта являются несущими. Как отмечают эксперты, по сравнению с классической компоновкой (с одним несущим винтом и одним хвостовым) такое конструкторское решение — технически сложное и дорогостоящее. Однако летательный аппарат, на котором реализована соосная схема, становится более компактным и приобретает лучшую манёвренность, особенно на небольших высотах и в условиях плотной городской застройки.

Также преимущество соосной схемы заключено в способности вертолёта или беспилотника продолжительное время зависать над одной точкой, сохраняя при этом стабильное положение. Подобное качество дополнительно повышает безопасность полётов.

  • Соосная схема расположения винтов на VRT500

«Вертолёт VRT500 имеет ряд конструктивных особенностей, которые делают его, можно сказать, уникальным. В первую очередь речь идёт о том, что эта машина будет иметь так называемую соосную схему винтов. То есть габаритные размеры вертолёта будут невелики по сравнению с другими машинами этого сегмента из-за отсутствия длинной хвостовой балки», — пояснил в беседе с RT исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Сам разработчик отмечает, что отсутствие рулевого (хвостового) винта повышает безопасность эксплуатации VRT500 в городских условиях, где часто приходится приземляться на ограниченные и неподготовленные площадки. Помимо этого, вертолёт обладает более высокой устойчивостью к порывам ветра, чем машины с классической схемой.

«Благодаря соосной схеме винтов VRT500 имеет компактные внешние габариты, что позволяет выполнять широкий круг задач», — заявил ранее в интервью РИА Новости генеральный директор «ВР-Технологии» Александр Охонько.

По словам топ-менеджера, отсутствие рулевого винта позволило освободить пространство и массу под создание самой просторной в своём классе грузопассажирской кабины.

Детище ООО «ВР-Технологии» может с комфортом вместить до пяти человек и до 730 кг полезной нагрузки. При этом конфигурация кабины может быть разной в зависимости от модификации вертолёта и конкретных предпочтений заказчика.

Также по теме


«Невероятная машина»: чем уникален модернизированный российский ударный вертолёт Ми-28НМ «Ночной охотник»

Новый российский боевой вертолёт Ми-28НМ «Ночной охотник» примет участие в лётной программе Международного авиационно-космического…

«Кабина даёт VRT500 весьма серьёзное конкурентное преимущество. В ней хорошо продумано размещение кресел и средств управления. Кабина пассажирской версии и модификации для санитарной авиации отличается очень высоким уровнем комфорта. В целом конфигурация кабины у VRT500 гибкая. Например, в транспортном варианте она позволяет при необходимости несколько увеличивать внутреннее пространство», — рассказал Пантелеев.

Лётно-технические качества VRT500 позволяют развивать скорость до 250 км/ч и совершать полёты на дальность до 860 км. Взлётная масса машины составляет порядка 1600 кг.

Первые образцы российской винтокрылой машины будут оснащаться газотурбинным двигателем PW207V компании Pratt & Whitney Canada мощностью до 700 л. с. Этот силовой агрегат относится к серии P&W200, которая эксплуатируется более чем в 80 странах мира.

Как отмечают в «Вертолётах России», оснащение VRT500 канадскими моторами упростит зарубежную сертификацию вертолёта и сделает его послепродажное обслуживание более доступным и оперативным.

Тем не менее в планах холдинга — оснастить машину отечественным двигателем ВК-650В разработки АО «ОДК-Климов» (Санкт-Петербург). Сертификация изделия пройдёт в 2023 году. В опытную эксплуатацию и серийное производство мотор пойдёт в 2024 году.

Помимо VRT500, двигатель ВК-650В будет использоваться на других вертолётах с соосной схемой. В частности, этот агрегат получат многоцелевые вертолёты Ка-226Т и учебно-тренировочные машины «Ансат-У», которые находятся в парке Минобороны РФ.

В сентябре 2020 года в интервью RT заместитель главного конструктора «ОДК-Климов» Карен Малев сообщил, что разработка ВК-650В главным образом продиктована необходимостью импортозамещения. По его словам, отечественные винтокрылые машины должны обязательно иметь альтернативу оснащения российским двигателем.

  • Вертолёт лёгкого класса VRT500

Как считают эксперты, ВК-650В в большей степени необходим для удовлетворения внутрироссийских нужд. При поставках иностранным партнёрам на VRT500 чаще всего будут устанавливаться PW207V. В любом случае заказчик будет иметь возможность выбора между двумя агрегатами, что является дополнительным достоинством машины, подчёркивает собеседник RT.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОТРАБОТКИ СИСТЕМ ВС

Компания «Авиатехснаб» производит разработку и серийное производство технологического оборудования для ТОиР самолетов и вертолетов российского производства, такие как:

  • Мобильные установки ГУ-9977 для отработки гидравлических систем вертолетов Ми-8/17, Ка-226, Ка-32, «Ансат». 
  • Гидроустановки двухконтурные ГУ-013М для беспрерывной работы по отработке гидростистем вертолетов и самолетов.
  • Установки ГУ-9910-3000 для ручной закрытой дозаправки гидросистем вертолетов и самолетов.
  • Стенды типа С33.СОГ для закрытой дозаправки гидросистем и очистки рабочей жидкости.
  • Мобильные установки для консервации авиационных двигателей УКД.

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНЫЕ CТЕНДЫ

Наша компания производит и разрабатывает по техническому заданию заказчика стенды для проведения приёмо-сдаточных испытаний агрегатов и систем ВС:

  • Топливные насосы;
  • Гидравлические насосы;
  • Автоматы давления;
  • Автоматы разгрузки;
  • Авиационные компрессоры;
  • Гидродемпферы;
  • Генераторы;
  • Стенды для проверки трубопроводов;
  • Стенды для проверки трансмиссии;
  • Стенды для проверки гидропанели

От бинта: армия начнет закупать медицинские вертолеты

Минобороны рассматривает возможность испоьзования уникальных медицинских вертолетов «Ансат». Машины оснащены самыми современными средствами для эвакуации и лечения больных. Со временем они могут быть объединены в специальные спасательные эскадрильи. Эксперты отмечают, что легкий вертолет сделает тактику оказания медпомощи в условиях боевых действий более гибкой. Сейчас аналогичные винтокрылые машины есть только в армии США: геликоптер UH-72 Lakota. Американский конкурент, хоть и состоит на вооружении несколько лет, в качестве «скорой» на поле боя пока не использовался.

Военные получили летающую «скорую помощь»

Армейская авиация приняла на вооружение современные медицинские вертолетные модули

Военное ведомство планирует испытать медицинские вертолеты «Ансат», рассказали «Известиям» несколько источников в Минобороны, знакомых с ситуацией. После успешного тестирования военное ведомство планирует закупить партию этих уникальных винтокрылых машин. Также по словам собеседников издания первый «Ансат» в медицинском исполнении будет представлен сегодня министру обороны России Сергею Шойгу в Казани.

Планируется, что в войсках вертолеты «Ансат» с медицинским модулем будут сведены в специальные спасательные эскадрильи.

Аппаратура, которой оснащен вертолет, поможет медикам оказать на месте происшествия первую помощь, чтобы подготовить пострадавших к транспортировке в базовые госпитали. Она также позволяет непосредственно во время полета проводить реанимацию, мероприятия интенсивной терапии и делать мониторинг основных функций жизнедеятельности организма раненого.

Винтокрылые «скорые» сейчас есть только в армии США — это геликоптер UH-72 Lakota. Он близок по своим основным характеристикам к «Ансату». Американская армия и национальная гвардия уже получила санитарные, как они их называют, вертолеты, но медицинский вариант этого геликоптера пока еще ни разу не применялся на поле боя, хотя возможностей было более чем достаточно.

Справка «Известий»

Видимая часть«Ансат» — легкий двухдвигательный многоцелевой вертолет, серийное производство которого развернуто на Казанском вертолетном заводе.

Конструкция машины позволяет оперативно трансформировать ее как в грузовой, так и в пассажирский вариант с возможностью перевозки до семи человек, рассказали «Известиям» в холдинге «Вертолеты России» (входит в корпорацию «Ростех»).

«Ансат» сертифицирован для использования в температурном диапазоне от -45 до +50 градусов по Цельсию. Также успешно завершены высокогорные испытания, подтвердившие возможность его эксплуатации на высотах до 3,5 тыс. м. В 2021 году по результатам сертификационных работ Росавиация выдала одобрение на увеличение ресурсов ряда агрегатов и систем «Ансата», что делает вертолет более привлекательным для потенциальных заказчиков.

Санитарной авиации придадут масштаб и ускорение

Медицинские борта появятся во всех регионах страны

Сейчас в армии нет легких медицинских вертолетов, которые, безусловно, нужны, рассказал «Известиям» военный эксперт Антон Лавров.

— Для экстренной эвакуации 1–2 бойцов приходится посылать вертолеты Ми-8, которые больше, а, следовательно, уязвимее, чем «Ансат», — рассказал эксперт. — Появление новых легких медицинских вертолетов сделает тактику оказания медпомощи более гибкой. «Ансат» сможет забирать раненых непосредственно с передовой или даже в тылу врага.

Военный вариант «скорой» будет востребован и в мирное время, считает экс-начальник Федерального управления авиакосмического поиска и спасения при Минобороны (2003–2007) генерал-майор Владимир Попов.

— Армейские медицинско-эвакуационные эскадрильи можно было бы использовать для оказания экстренной медпомощи или эвакуации больных из труднодоступных районов, — считает он. — Например, в той же Сибири, где расстояния измеряются сотнями километров.

Гражданские медицинские «Ансаты» уже сейчас помогают спасать людей в Волгоградской, Курганской, Кировской, Костромской, Псковской, Нижегородской, Ленинградской областях и в Татарстане, отметили в холдинге «Вертолеты России».

«Ми-171А3: новый покоритель шельфа».

«Вертолетам на шельфе довольно сложно найти альтернативу — самолеты-амфибии боятся больших волн, а корабли слишком медлительны. Кроме того, им не пройти в случае сложной ледовой обстановки. Сегодня свыше трети всех офшорных операций выполняется с помощью винтокрылых машин.  По словам генерального директора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, первые серийные Ми-171А3 будут переданы заказчику в 2022 году».

Здесь уже не скажешь, что — это Ми-8, носовая часть которого больше похожа на Ка-92 и в целом — аэродинамичный вертолет, который оставляет хорошее впечатление. Выпусти такой вертолет 20 лет назад – это был бы действительно технологический прорыв. Данное произведение классического вертолета хоть и высококачественное, но после Ка-32-10АГ смотрится бледно, значительно уступая ему как в грузоподъемности, так и в безопасности полетов, что всегда стоило дорогого! Но «эффективным» менеджерам, как мне кажется, личные откаты важнее интересов Государства. В противном случае на шельфах давно бы трудились Ка-32-10АГ, а высокоскоростные Ка-92 и Ка-102 уже заканчивали бы испытания в воздухе и готовились к серийному выпуску. По факту получается, что американцам намеренно дают фору в создании высокоскоростных вертолетов:

«15 октября 2020 Перспективный многоцелевой скоростной вертолет SB>1 Defiant, разрабатываемый консорциумом компаний Sikorsky и Boeing, впервые совершил полет на двух третьих мощности двигателя. Как сообщает Flightglobal, вертолет смог разогнаться до скорости 211 узлов (390,7 километра в час).

Разработчики вертолета испытали машину при двух третьих мощности двигателя в два этапа. На первом этапе вертолет пролетел по прямой и смог достигнуть скорости в 211 узлов. На втором этапе машину испытали в снижении так же при работающем на две третьих мощности двигателем. На этом этапе удалось достигнуть скорости 232 узла (428,8км/час). Испытания признаны успешными.

Согласно требованиям американской армии, новый вертолет должен перевозить 12 полностью экипированных пехотинцев с крейсерской скоростью не менее 230 узлов (~ 430 км/ч) на дальность не менее 229 морских миль (424 км). (Военное обозрение Новости).

Тут не лишнем будет напомнить трёп трехлетней давности от «специалиста» по вертолетостроению:

«Андрей Богинский, доказывая уникальность результатов, полученных в ОКБ, Миля, говорит о том, что Х-2 — это, по сути, дорогая игрушка, которая может найти очень ограниченное применение. Поскольку максимальный взлетный вес Х2 — 3,6 тонны. Российская летающая лаборатория превышает эти показатели в 4 раза. То есть речь идет о наработках технологий для построения мощного многоцелевого вертолета, который сможет решать и ударные задачи».

На данный момент эта «дорогая игрушка» уже переросла Ми- Х1 и будет весом=13-14т, а крейсерская скорость его будет не 270км/ч, но 430км/час!

Интересен сам ход повествования у А. Богинского в подмене истины: «Ка-92 и Ми-Х1: Догнать и перегнать Сикорского». В действительности всё наоборот: благодаря усилиям таких авиационных «специалистов»» как А. Михеев, А. Богинский и Д. Мантуров обеспечили конструкторов «Сикорский» достаточным временем не только догнать, но и далеко перегнать Ка-92, объясняя свое вредительство нашим летчикам сначала нехваткой финансов, а потом, привыкшие к безнаказанности и вовсе  без всяких объяснений: «Проект перспективного скоростного боевого вертолёта для нужд российского Минобороны будет воплощать в жизнь конструкторское бюро Миля. Об этом сообщил гендиректор холдинга «Вертолёты России» Андрей Богинский» (Технологический рывок: Минобороны выбрало разработчика российского перспективного скоростного вертолёта. 23 ноября 2018). 

Привычный транспортный вертолет Ми-38 они строили почти 40лет, а скоростной Ми-Х1 будут строить и того дольше в той же манере: показывать макеты на всех выставках и форумах; пророчить ему большое будущее (хотя он устарел уже в проекте) и хвалить самих себя, заверяя россиян, что этот «высокоскоростной» боевой вертолет уже скоро пойдет в серию, а может даже раньше?!

ВЕРТОЛЕТ BELL 429 ДО 7 ПАССАЖИРОВ

Вертолет производства компании Bell Helicopter Textron, в пассажирской кабине которого комфортно разместятся до 6 + 1 человек. Это быстрый и надежный вертолет. Высокая крейсерская скорость, надежность и большая вместимость являются отличительными характеристиками этой модели.
Толчком к разработке модели вертолета Bell 429 был спрос на современный медицинский вертолёт. Bell 429 задумывался как более удлиненный вертолет Bell 427. На Белл 429 установлена совершенно новая улучшенная модульная модель планера, установлен четырёхлопастной несущий винт и композитные лопасти  имеют изогнутые законцовки для уменьшения шума, два двигателя Pratt & Whitney Canada PW207D2.
Рулевой винт в виде буквы Х состоит из двухлопастных винтов.
Первый вертолет Bell 429 поднялся в воздух в 2007 году. Основные испытания прошли в феврале 2008 году. Вертолёт Bell 429 сертифицирован РФ по Правилам полётов по приборам одним пилотом в категории А и способен продолжать полёт при одном неработающем двигателе. По своим техническим данным данная модель по техническому обслуживанию является вторым вертолетом в мире после Eurocopter EC 175 эксплуатирующими систему MSG-3.
Количество дверей: 7. Дальность полета 754 км., длительность беспосадочного полета до 4 ч. 27 мин., крейсерская скорость 278 км. час, максимальная скорость 290 км. ч., максимальная высота 5698 м. Длина фюзеляжа 13,11 м., диаметр с винтом 12, 5 м., ширина 2,67 м., высота 4,04 м., пустой вес 1950 кг., макс. Взлетный вес 3175 кг.

Что производят в России

Холдинг «Вертолёты России» — единственный производитель в стране. Он был основан в 2007 году вместе с госкорпорацией «Ростех». В его состав вошли пять заводов, два конструкторских бюро, предприятия по производству комплектующих. Самому старому из предприятий — Арсеньевской Авиационной Компании «Прогресс» — исполнится 82 года.

За всю свою историю заводы «Вертолётов России» выпустили 22% мирового парка военных вертолётов, 49% тяжёлых и 65% средних гражданских вертолётов. Последние предназначены для грузоперевозок, сельскохозяйственных, спасательных, противопожарных, строительных и других работ.

Холдинг производит Ми-8/17 — самый популярный в мире вертолёт за всю историю отрасли; и Ми-26 (Т) — самый грузоподъёмный в мире вертолёт.

В конце 2018 года «Вертолёты России» получили заявки на поставку 70 вертолётов Ми-171А2 и «Ансат» в страны Восточной Азии на сумму более полумиллиарда долларов, сообщает Минпромторг. Покупатели — государственные и коммерческие организации. По словам генерального директора холдинга Андрея Богинского, в ближайшие десять лет спрос в странах Юго-Восточной Азии может составить до 420 вертолётов.

Холдинг также поставит 200 вертолётов Ка-226Т в Индию. А сделка с Филиппинами сорвалась из-за антироссийских санкций США, сообщает РБК.

Согласно отчёту холдинга, 36% выручки (4,4 млрд рублей) за девять месяцев 2018 года пришлось на экспорт.

Первый лёгкий российский вертолёт VRT500 пока не поступил в продажу. На сайте холдинга заявлено, что его ожидаемая крейсерская скорость — 225 километров в час, а дальность полёта — 860 километров. Вертолёт будет рассчитан на пять человек. По словам генерального директора холдинга Андрея Богинского, к 2035 году VRT500 займёт 15% мирового рынка гражданских вертолётов.

Вертолеты России

Несмотря на все кризисы, наша вертолетная отрасль по-прежнему развивается, пусть не такими темпами, как хотелось бы, но, главное, отмечается тенденция поступательного движения. Объемы продаж вертолетов в известных корпорациях нашей страны постоянно увеличиваются. Успешно продолжаются внедрение и реализация многих программ по продаже новой и модернизации уже существующей воздушной техники. Для эффективного развития отрасли в будущем требуется постоянное наращивание заказов при господдержке.

Многие холдинги имеют огромный потенциал для развития, поскольку отечественное вертолетостроение является одним из лидирующих в мире. Многие научные и конструктивные решения российских и советских конструкторов до сих пор используют за рубежом. Наши Ми-8, Ми-12 можно встретить в любой стане. Они пользуются невероятной популярностью вот уже не один десяток лет.

Безусловно, еще далеко не все удалось реализовать. Перед нами стоят серьезные задачи по реформированию отрасли, которое должно повлечь за собой финансовые и производственные показатели

Важно, чтобы российский эксплуатант воздушной техники имел возможность купить тот вертолет, который ему нужен. Нам нужно расширить присутствие на мировом вертолетном рынке

Чтобы добиться этой цели, нужно преодолеть технический отрыв от лидирующих мировых авиакорпораций, в первую очередь в части оснащения отрасли современным оборудованием.

Реконструкция российского вертолетостроения является давно накипевшей и требующей решения проблемой. Последующая деятельность в условиях современной рыночной экономики при сохранении структуры плановой системы сильно усложняется, но все же заметны явные улучшения.

Применение


Вертолёт имеет просторную грузо-пассажирскую кабину, которая переоборудуется под различные варианты целевого применения. Машина может быть использована для решения широкого круга задач: доставка грузов, перевозка пассажиров, проведение поисково-спасательных операций, патрулирование, оказание экстренной медицинской помощи, административные перевозки, первоначальное обучение. Модификация вертолёта повышенной комфортности (VIP) предлагается для организации перевозки высокопоставленных пассажиров.

Закупаемые ВС РФ вертолеты Ансат — в учебной версии, Ансат-У.

На выставке МАКС-2005 была представлена также боевая версия вертолета — Ансат-2РЦ. О заказах на неё сведений нет.

Ближайшим зарубежным аналогом является вертолёт EC-145 концерна Eurocopter.

28 октября 2020 года – Холдинг «Вертолеты России» обеспечил поставку порядка 40 новейших российских вертолетов «Ансат», сообщил в пятницу журналистам заместитель генерального директора компании Александр Щербинин.www.aex.ru/news/2016/10/28/161606/

Парк (РВС) пополнился новейшей отечественной машиной «Ансат» производства Казанского вертолетного завода.

Вертолет, поступивший в распоряжение РВС, изготовлен в VIP-варианте, однако будет использоваться не только для перевозки пассажиров, но и в качестве учебной машины авиационного учебного центра с медицинским модулем был передан Минздраву Республики Татарстан. Продвижение новой машины – одна из наших приоритетных задач. Выполненные и имеющиеся у нас заказы подтверждают хороший задел на будущее», – отметил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев.rostec.ru/news/4519280

Интересные факты

Когда «восьмёрки» начали заменять Ми-4, стало ясно, что предшественники уступают им во всём. Ми-8 превосходили «четвёрку» и по скорости, и по вместимости, и по удобству обслуживания. Например, газотурбинные двигатели избавили механиков от постоянной борьбы с подтеканием смазки. Но в одном старый вертолёт долго превзойти не удалось – он был более высотным. Поэтому вплоть до появления модификации Ми-8МТ в горах продолжали работать поршневые Ми-4.

Зато в 21 веке зарубежные и российские заказы на пассажирские вертолёты сильно помогли заводам.

Довольно часто «универсальность» понимают, как возможность машины делать всё, но плохо. Спектр задач, который решал, и успешно, вертолёт Ми-8, заставляет усомниться в справедливости такого подхода. За свою полувековую карьеру он возил грузы и пассажиров, служил в ВВС африканских стран и в МЧС России.

«Восьмёрка» работала воздушным госпиталем и летающим краном. С её борта ставили и тралили мины. Вертолёт служил штурмовиком и разведчиком. Конечно, можно было бы списать его распространённость на неизбежный результат сферы влияния СССР, но ведь Ми-8 ещё в советское время официально поставлялся на экспорт в страны Запада. И спрос на него не прекратился с развалом Советского Союза. Остаётся только признать «восьмёрку» настоящим шедевром вертолётостроения.

ТЕЛЕЖКИ БАГАЖНЫЕ

  • Цельно поворотный механизм передней оси выполнен на поворотном круге (опорный подшипник от 270 мм), оборудован пресс масленками для пополнения смазки подшипника. 
  • Стояночный тормоз на передней оси активируется при поднятии и фиксации дышла. 
  • Шины колес используются цельнолитые стандарта 4.00-8 
  • Ступицы колеса оборудованы съемными подшипниками. 
  • Тележки оборудованы буксирной сцепкой типа «Е» в задней части, оборудованной буксировочным подпружиненным пальцем диаметром 30 мм. 
  • Дышло оборудовано для использования страховочного (дублирующего) сцепного устройства. 
  • Тележка оборудована светоотражающими элементами и резиновыми отбойниками по углам. 
  • Максимально возможная скорость буксировки 25 км/ч.

ТЕЛЕЖКИ БАГАЖНЫЕ ЗАКРЫТЫЕ

  • Тележки оборудованы раздвижными дверями с двух сторон. 
  • Стенки грузового отсека телеги выполнены из рифленого металлического профиля толщиной не менее 1 мм и приварены к каркасу грузового отсека сплошным сварочным швом во всех местах прилегания. 
  • Крыша тележки – цельнометаллическая двускатная. 
  • Тележка оборудована отбойниками по всем углам сверху и снизу. 
  • Обслуживание шасси тележки не требует демонтажа настила рабочей площадки.