Почему миллиардеры кремниевой долины так одержимы фестивалем burning man

Чем заняты резиденты фестиваля?

Одно из основных направлений этого фестиваля – создание необычных произведений искусства.

Участники Burning Man в США разрабатывают и создают предметы искусства – экспериментальные и интерактивные скульптуры, здания, арт-автомобили и т.д. 

Самыми интересными экспоната за несколько последних лет стали:

  • The Temple of Direction – Храм Направления – это линейное пространство, отражающее элегантность и строгость ворот тории в храме Фусими Инари в Японии. Прямые линии образуют проход, который расширяется в большой зал, вызывая как физический опыт, так и метафорическое путешествие. Эта линейная форма отражает течение жизни с ее началом, серединой и концом. По всей структуре есть области, которые отражают это путешествие: узкие и широкие пространства, яркие и темные пространства и туннели, которые создают интимную физическую обстановку.
  • Stone 27 – установка состоит из 27 плавающих камней, каждый весом до 600 фунтов или 270 кг. Камни образуют круговую дорожку высотой 6 метров. Художник использовал промышленные материалы и расчеты двух инженеров-строителей, чтобы инсталляция могла стоять всего на четырех стальных колоннах. 

    Сразитесь с природой и с самим собой, путешествуя по тропе из 27 камней, парящих над землей. Найдите свой баланс, шагая от камня к камню в альтернативную реальность, где потенциально разрушительная энергия была согласована с нашим самым основным законом природы, чтобы создать момент физического и умственного подъема, когда вы продвигаетесь по пути все выше и выше над землей.

  • Fragments – несколько треугольников, состоящих из зеркал и подсветки. Фрагменты иллюстрируют мифический рассказ о пустыне: говорят, что до Эры Человеческого рода могущественный гигант получил от богини волшебное зеркало, которое позволило ему заглянуть в  будущее. Испугавшись того, что он мог предвидеть, он разбил зеркало на тысячу осколков, которые упали с неба на дно пустыни.  Дул ветер c  песком, и осколки начали появляться, когда человечество слишком медленно выходило из безвестности. Когда впоследствии это было обнаружено, мифическое место использовалось как волшебное место для медитации и мудрости. И говорят, что самый первый луч восхода солнца, увиденный с вершины самого высокого фрагмента, принесет бесконечную силу и знания тем, кто посетит храм.

Организаторы фестиваля каждый год задают новую тему, которой и должны соответствовать экспонаты. В 2018 темой фестиваля была «Американская мечта», а в  2016 году – «Мастерская Да Винчи».

Что есть на территории города

В самом городе располагается около 1000 арт-объектов. Примерно 200 из них созданы с нашей финансовой поддержкой, остальные – только силами их создателей. Каждый год мы тратим $1,5 млн на гранты.

Наше сообщество работает через лагеря, которые привозят разные арт-объекты, роботов, и другие интерактивные штуки. И всё это организовывают и доставляют сами участники. Мы привозим лишь большую деревянную статую горящего человека, которую сжигаем в субботу вечером. Это ежегодный ритуал. Много людей спрашивают, что означает эта скульптура. И всегда наш ответ такой: «Что хотите, то и значит».

А ещё у нас есть лицензированный аэропорт.

На территории города также есть храм. Один из наших участников однажды создал его и продолжает строить каждый год.

Это храм всех конфессий. Люди приходят туда, оставляют записки умершим, некоторые женятся. У нас более 1000 тематических лагерей. Это может быть всё что угодно – от почтовых отделений до спортивного зала. У нас также есть радиостанции (и даже пиратские!). Каждый может побыть диджеем. И почтовые отделения с официальным индексом, чтобы можно было отправлять письма.

Арт-объекты в Black Rock Сity

Мне очень нравится скульптура украинского художника Александра Милова. Многие говорят, что Burning Man соединяет их с внутренним ребёнком. 

В 2015 году русские ребята привезли и собрали потрясающий арт объект – космическую станцию «Мир». Эта команда подняла важный вопрос: что мы как одна команда можем сделать, чтобы поддерживать мир, и как мы можем разрушить границы, чтобы жить счастливо.

От редакции: команда называет себя «Пустые холмы» и состоит из 22 человек – участников многочисленных арт- и архитектурных проектов, дизайнеров, архитекторов, писателей, музыкантов и путешественников. Создание арт-объекта «Колыбель МИРа» обошлось в 1,8 млн рублей, и только часть от этой суммы была получена благодаря гранту. Недостающие деньги ребятам пришлось собирать самим на Kikstarter и Planeta.ru. На Kikstarter команда собрала $12000.

Группа Fleming Lotus Girls привозит на Burning man большие инсталляции с огнём.

Flaming Lotus Girls – это группа художников-добровольцев, которые создают крупномасштабные кинетические инсталляции с применением огня. Группа была основана в 2000 году в Сан-Франциско шестью женщинами и двумя мужчинами, которые хотели научиться создавать и проектировать большие скульптуры. Сейчас в группе около 100 человек. 

В этом объекте задействовано компьютерное программирование и волонтёры, которые создавали его, учились программировать с нуля. Это интерактивный объект: можно было нажимать на кнопки, и с разных сторон появлялся огонь.

Многие объекты создаются выходцами из арт-школ. Некоторые скульптуры из Black Rock Сity потом оказываются в разных городских арт-институциях.

Например, троянский конь строили в двух городах 250 волонтеров. Целую неделю мы устраивали перформансы и дискотеки внутри коня, а потом сожгли его.

Конечно, мы счастливы, когда арт-объекты оказываются в городской среде, и всячески поддерживаем таких художников.

Расходы

Теперь о том, сколько это все стоило. Считаем. Билеты на Burning Man мы купили по $1000, так как боялись, что в основную продажу по $500 нам их не достанется. Их мы покупали в самую первую очередь, еще до билетов на самолет, и рассчитывали, что, если с поездкой ничего не выйдет, сможем их кому-нибудь отдать. Дальше. Самолет Екатеринбург — Лос-Анджелес — Екатеринбург — 96 тыс. рублей на двоих. Дополнительное багажное место в одну сторону — $100. Консульский сбор за продление американской визы — $320 на двоих. Российские болты, гайки, уголки — чуть меньше 5 тыс. рублей. Стальной профиль для объекта — 6 тыс. рублей. Нарезать его болгаркой по лекалу — бутылка коньяка. Фанера — 3,5 тыс. рублей. Нарезать фанеру — бутылка виски друзьям, а так это стоило бы больше 20 тыс. рублей. Сварка — 3,5 тыс. рублей. Американские болты, колышки, пленка, чтобы обернуть автомобиль, — все вместе $250. Два светодиодных фонаря для подсветки — 800 рублей. Солнечная панель — 2,6 тыс. рублей. Контроллер для панели — 2,4 тыс. рублей. Аккумулятор — $20. Электрические провода — 500 рублей. Тросы и карабины для крепления объекта к земле — 3,8 тыс. рублей. Коробки для транспортировки — бесплатные, склеенные самостоятельно из коробок для шкафов. Большая машина на всю поездку (три недели) — $900, это очень дешево, так как бронировали мы ее в Hertz за полгода и имеем там карту «президентского» уровня. Соответственно, машина на время фестиваля — $470 (мы провели там в общем 11 дней). Бензин, чтобы доехать туда и обратно из Лос-Анджелеса до Блэк-Рок Сити — $300. Еда, вода, алкоголь, матрас, насос — $450. Два велосипеда — $190. Кафтан — 5 тыс. рублей. Остальные костюмы — бесплатно, из того, что нашлось дома и на самом фестивале.

Пришлось много работать, копить и во всем себе отказывать, но в итоге наш художественный замысел — сделать все своими силами и доказать, что большая команда и спонсорская помощь не обязательны, — полностью удался.

P.S. А в день нашего возвращения в Россию нам написал Невадский музей искусств и попросил отдать объект им.

О транспорте на фестивале

Территория фестиваля большая, днём жарко, поэтому люди ищут способы передвигаться максимально быстро, и появляются машины-мутанты. Люди ездят на велосипедах или на подобных машинах.

Из пустыни – в большой мир

Мы хотим привнести опыт, который получили в пустыне, в город. Сначала мы организовывали мероприятия, подобные Burning Man, когда возвращались в Сан-Франциско. Например, «разгерметизация» (decompretion) и «загерметизация» (precompretion). Мы организовывали уличную ярмарку в Сан-Франциско, только наши художники раздавали свои творения бесплатно. 

Позже мы создали специальное место, которое назвали «временное арт-пространство». В нём нет ничего особенного. Это просто место, в котором проведено электричество. Таким образом, у нас появилась возможность показывать арт-объекты в течение всего года, и мы можем представлять миру больше художников.

Вот ещё одна из работ нашего бёрнера Лео Валериала – мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско.

Всё началось с того, что художник сделал световую скульптуру моста на фестивале. Затем световую инсталляцию временно разместили на мосту. Однако спустя год инсталляцию решили сделать постоянной. После этой скульптуры в Сан-Франциско Лео пригласили оформить мост на Темзе, и на сегодняшний день он оформил 17 мостов. Это пример создания небольшого временного арт-объекта, который может привести к чему-то действительно грандиозному.

Дэвида Беста, который создал первый храм на фестивале, пригласили построить временный храм в городе Дерри в Ирландии. В этом городе долгое время было противостояние между протестантами и католиками, и в 1972 году на этом месте произошла кровавая бойня. Дэвид работал с 90 волонтёрами от 18 до 25 лет.

В процессе построения храмма Дэвид научил волонтёров лазерной резке и компьютерному дизайну. Через несколько дней после открытия более 60 тысяч человек пришли к этому храму и написали имена людей, которые погибли в то смутное время. После люди сожгли храм, и это стало символом окончания религиозной вражды.

Как стать частью сообщества

Сейчас у нас 287 региональных представителей. Они все волонтёры. В более чем 40 странах у нас проходит 80 официальных региональных ивентов. Помимо официальных собраний, происходят еще тысячи, о которых мы не знаем – от тусовок до массовых уборок. И многие из региональных представительств создали некоммерческие организации и выдают гранты художникам, также как и мы.

Как прошел Burning Man 2020

Из-за коронавируса в 2020 году проведение культового фестиваля Burning Man оказалось невозможным. Однако организаторы не отчаялись и решили провести его в виртуальной реальности.

Версия в виртуальной реальности получила название BRCvr – Black Rock City VR. Но подготовка к уходу в виртуальные миры началась намного раньше.

В 2014 году Грег Эдвардс сфотографировал все работы на Burning Man Playa, а затем решил создать 3D-модель города Блэк-Рок-Сити в масштабе 1:1 в виртуальной реальности. Он показал свою работу в Google Cardboard, но VR все еще находилась на раннем этапе развития и его идея создания Блэк Рок Сити в виртуальной реальности была отложена.

Но 10 апреля 2020 года организаторы Burning Man объявили, что они не смогут провести фестиваль оффлайн. И к идеи о виртуальной реальности снова вернулись. А основной темой 2020 года стала “Мультивселенная Блэк-Рок-Сити”.

Black Rock City в VR

Это был один из самых впечатляющих миров, которые приходилось видеть человечеству в эпоху виртуальной реальности. Это не только тщательное воссоздание BRC, но и набор инструментов, который позволил полностью воссоздать атмосферу фестиваля.

Было создано почти 100 площадок для встреч в VR, и каждый желающий мог посетить любую из них.

Старт фестиваля традиционно был назначен на последнее воскресенье лета, 30 августа, и в 20:12 по тихоокеанскому времени. И виртуальная площадка Black Rock City распахнула свои двери перед бернерами (посетителями мероприятия). Количество людей, которые решились на участие в виртуальном фестивале, удваивалось с каждым днем, и под завершение празднества достигло своего апогея – 160 000 человек!. 

Чем можно было заняться на Burning Man 2020

Прогуляться по окружающей среде, созданной для фестиваля. Это игровая 2D-вселенная с кучей тематических лагерей, которые обычно населяют город Блэк-Рок (BRC).

Можно было взаимодействовать с другими участниками фестиваля и даже совершать многие привычные действия. Например, устраивать диджей пати.  

Отдельного слова заслуживают инсталляции, которые были воспроизведены в виртуальном мире. Размах контента в виртуальной вселенной Burning Man 2020 был впечатляющим. Баланс очевидности и непосредственности казался поразительно похожим на реальное событие.

Когда ты принимаешь участие в реальном Burning Man, ты никогда не сможешь посмотреть все экспонаты. Также иногда бывает трудно точно определить, где ты находишься.  Виртуальная версия обладала теми же качествами психоделического погружения и дезориентации. 

Когда ты принимаешь участие в реальном Burning Man, ты никогда не сможешь посмотреть все экспонаты. Также иногда бывает трудно точно определить, где ты находишься.  Виртуальная версия обладала теми же качествами психоделического погружения и дезориентации. 

Некоторые художники и разработчики виртуальной реальности считают, что вселенная Burning Man 2020, установила новые ожидания для виртуальных миров. Музыкальный продюсер Erothyme заметил, что это событие

Burning Man история фестиваля

Burning Man – это ежегодный слет в пустыне, который включает в себя художественные представления, инсталляции и музыку. Но постарайтесь не называть это фестивалем.

«Burning Man – это не фестиваль – это сообщество. Временный город. Глобальное культурное движение, основанное на 10 практических принципах », – говорится на официальном сайте.

Эти принципы включают:

  • радикальное включение («Любой может быть частью Burning Man»),
  • дарение,  
  • декомодификация (на фестивале деньги не переходят из рук в руки),
  • радикальная самообеспеченность и самовыражение,
  • не оставляй следов («Мы стремится не оставлять никаких следов нашей деятельности, где бы мы ни собирались “),
  • участие.

Когда проводиться Burning man фестиваль

Фестиваль Бернинг мэн проводится в Америке в пустыне Невада в последнее воскресенье августа. В 2019 году он проходил с 25 августа по 2 сентября. А в 2020 году его отменили из-за пандемии коронавируса. Но организаторам удалось провести мероприятие онлайн. 

Впервые его провели в 1986 году. Два десятка друзей собрались на одном из пляжей Сан-Франциско и в честь летнего солнцестояния сожгли большую двухметровую фигуру человека. Кстати, отсюда и название фестиваля, которое дословно переводится, как «горящий человек». Уже через пару лет высота статуи составляла 9 метров, а встретить таким образом летнее солнцестояние собрались несколько сотен человек. Однако место, где проходит фестиваль, пришлось немного перенести из-за местных запретов полиции. 

Основной принцип фестиваля

Фестиваль Burning man имел несколько учредителей. Один из них, Ларри Харви, охотно поделился основным принципом, который можно сказать является лозунгом мероприятия. 

Все дело в том, что на Burning Man необходимо делать что-то полезное для других людей. Каждый, кто туда приезжает, обязуется помогать другим. 

Установка объекта и фестиваль

Места для объектов организаторы определяют сами и держат их в секрете до последнего, чтобы ни у кого не было возражений. Нам выделили почетное место на Main Playa, между жилыми кварталами и Мэном. Это было неожиданно и приятно — нам казалось, что нас поставят в Deep Playa вместе с другими такими же дилетантскими объектами.

Мы отправились искать свое место, но так ничего и не нашли. Выяснилось, что сначала надо получить пропуск для въезда на Плайю, потом установить диск и «пушистик», а затем уже возвращаться заказывать якоря. Далеко не все объекты из тех, что заявляются, в итоге доезжают до места, поэтому «пушистиков» устанавливают уже после того, как авторы подтвердили свое присутствие, а не до, как мы думали. Заранее всем объектам присваивают только географические координаты.

К тому времени в Артерии уже образовалась очередь из художников, в которой мы познакомились с Тилло из Швеции. У нас с собой был кусок фанеры от нашего объекта, которым мы собирались отмерять прямые углы для якорей, и он сказал, что впечатлен: он участвует уже не первый раз и привез совсем простой объект, для которого выделили место как раз на Deep Playa, а мы сразу выступаем с чем-то сложным. Мы опять очень удивились и обрадовались. Очередь шла быстро и, подписав через пару часов соглашение «не оставлять следа» (если бы после нас нашли мусор — оштрафовали), получив пропуск на машину и дождавшись диска с «пушистиком», мы отправились на водном такси (правда у такси этого были колеса) Капитана Дэна на место установки нашего объекта.

Ирина и Станислав Шминке со своей работой Glorywall. 2018. Фестиваль Burning Man, пустыня Блэк-Рок, Невада, США. Courtesy авторы

Пока ехали, размечали места под якоря и возвращались в «Артерию» их заказывать, поднялась пыльная буря, так что монтировать объект пришлось прямо в пыли. Через час-полтора приехали парни на ямобуре, просверлили нам долгожданные четыре дыры в земле и установили в них якоря, из-за которых мы больше всего переживали.

До глубокой ночи мы собирали объект. Эта часть оказалась самой простой: мы уже несколько раз устанавливали его в России и заранее подписали каждую деталь. Ужасно утомленные, остались спать в машине прямо на Плайе. Наутро обнаружили первый подарок — кто-то оставил рядом с машиной на земле бусы.

Казалось бы, все получилось, можно расслабиться, но нет. Нам нужно было построить лагерь и научиться кататься на велосипедах. Место для лагеря мы выбрали подальше от организованного кемпинга, вместе с дикарями. Вместо основательного стационарного лагеря просто обернули машину пленкой от пыли и разложили в салоне надувной матрас. Потом, матерясь, принялись учиться ездить на велосипедах. На звуки из соседней палатки вылезли украинские эмигранты, с которыми мы тут же и отметили знакомство.

Очнувшись вечером, наконец, поехали на Плайю не работать, а «фестивалить». Мы так были заняты подготовкой объекта, что не взяли с собой никаких «светлячков». Они нужны, чтобы в темноте тебя случайно кто-нибудь не сбил. К счастью, по пути нам подарила парочку девушка Карин.

Лекха Вашингтон. This too shall pass — Moondancer. 2018. Фестиваль Burning Man, пустыня Блэк-Рок, Невада, США. Фото: Ирина и Станислав Шминке

На Плайе первым делом мы увидели луну. Луна была крупнее, чем обычно, и вела себя очень странно, каждую секунду меняя фазы. Оказалось, что это арт-объект This too shall pass — Moondancer выигравшей грант фестиваля художницы Лекхи Вашингтон из Мумбаи.

Чуть позже мы пообщались с одним из авторов «Избушки на курьих ножках», который рассказал, что был просто поражен русскими сказками про Бабу-ягу. Мы ему посоветовали посмотреть фильм «Морозко». Все, с кем мы общались в тот вечер и последующие дни, удивлялись, узнав, что мы привезли на Burning Man арт-объект в багаже с другого конца света. За время фестиваля мы посетили настоящую вечеринку для художников, познакомились с людьми со всех уголков света: от Гавайев до Австралии, от Дублина до Люксембурга, попробовали примерно 17 видов абсента в абсентовом баре, посетили «обязательную программу»: Mayan Warrior, Robot Heart и Questionmark Camp, потанцевали под живого Скриллекса, получили кучу комплиментов за наш лоскутный кафтан и, неожиданно, за наш английский.

В последний день фестиваля мы отметили 34-й день рождения Стаса и поехали разбирать объект. Мы нашли ему новых хозяев прямо на Burning Man и после отвезли его на постоянное место жительства в галерею под открытым небом в Неваде.

Лукас Трунигер, Итамар Бергфройнд, Брюс Йодер. Ethereal Fleeting (генератор облаков). 2018. Фестиваль Burning Man, пустыня Блэк-Рок, Невада, США. Фото: Ирина и Станислав Шминке

Что общего в идеологии Burning Man с культурой Кремниевой долины?

Burning Man – это экспериментальный взгляд на то, как мог бы выглядеть город, созданный с необузданным креативным и инновационным взглядом на вещи. Во главу угла ставится экспрессия и эксперимент – научный, художественный, сексуальный или духовный. Для технарей это возможность испытать новые гаджеты и позволить себе самые дикие социальные эксперименты, какие только можно представить.

Для примера Харви вспоминает известную стратегию менеджмента в Google «20 процентов времени», в рамках которой работникам разрешалось 20 процентов времени заниматься чем угодно: созданием нового продукта, развитию нового навыка или получению нового опыта.

Фото: Гален Оукс

Финансовая неопределенность

Никто не знает, сколько людей посетит онлайн-вариант Burning Man. И если Блюменфельд считает, что за девять дней фестиваля платформу могут посетить до 30 тысяч человек, то Газанфари надеется, что это могут быть сотни тысяч или даже миллионы пользователей.

Другой важный вопрос заключается в том, как разработчики планируют монетизировать этот цифровой опыт. В 2020 году стандартная цена билета на Burning Man составляла $475. Организаторы приостановили их продажу после отмены физического мероприятия, но к этому моменту уже были куплены десятки тысяч билетов. У их владельцев есть возможность вернуть деньги, но команда Burning Man попросила по возможности не делать этого или рассмотреть вариант с частичным возмещением.

Согласно налоговым документам, в 2018 году Burning Man обошелся организаторам в $44 млн. На мероприятие были проданы билеты на сумму около $43 млн, а пожертвования увеличили общий доход некоммерческой организации до $46 млн. В блоге организаторы сообщили, что имевшаяся у группы страховка не распространялась на отмену, вызванную пандемией. Представители Burning Man заявили, что у команды есть резервы в размере $10 млн наличными — этой суммы должно хватить на поддержание проекта до конца года. В сообщении также было указано, что организация получила ссуду в рамках программы федерального правительства на сумму от $2 до $5 млн.

В то время как одни разработчики, включая Газанфари, настаивают на том, чтобы в этом году сделать участие в мероприятии бесплатным с возможностью сделать пожертвование позже, другие предложили выпустить единый цифровой билет, который дал бы участникам доступ ко всем восьми площадкам мероприятия. Кук заявил, что стоимость доступа к SparkleVerse составит $50.

Блюменфельд объясняет, что характер нынешнего мероприятия не позволяет использовать единый билет. Некоторые проекты реализованы в HTML5, другие работают внутри существующих платформ, а третьи представляют собой отдельные приложения, поэтому единый билет просто не будет работать. Часть разработчиков опасается, что такая разнонаправленность может снизить посещаемость мероприятий на некоторых платформах. При этом проекту нужно окупить организацию фестиваля, чтобы он мог продолжить свое существование после пандемии.

В последние годы мероприятие часто критиковали за снижение доступности. Некоторые разработчики признают, что девятидневная поездка в центр пустыни может быть слишком сложной и дорогостоящей задачей для многих людей, которые хотели бы присоединиться к сообществу. Они надеются, что перевод фестиваля в цифровой формат в этом году сделает его доступным для большего числа участников и поможет даже скептически настроенной части аудитории проникнуться атмосферой этого невероятного события.

Мультивселенная

Стивен Блюменфельд стал CTO Burning Man за несколько дней до объявления о том, что из-за пандемии COVID-19 основное мероприятие отменяется. Команда сообщила, что сделает все возможное, чтобы провести фестиваль в виртуальном формате. Хотя CTO ожидал, что будет в основном заниматься поддержанием медиаинфраструктуры, вскоре ему пришлось полностью переосмыслять легендарное мероприятие с многолетней историей.

«Сначала я подумал: ″Отлично! Давайте создадим огромный 3D-мир виртуальной реальности″. Пару недель я изучал возможности и временные рамки и понял, что у нас нет ни единого шанса это сделать, — рассказывает Блюменфельд. — Мне все еще хотелось попробовать, но на самом деле это было просто невозможно».

Burning Man — масштабное мероприятие, важное для многих жителей Кремниевой долины и Сан-Франциско, где оно было впервые проведено в 1986 году. Поэтому неудивительно, что многие участники сообщества вызвались помочь, когда Burning Man объявил о переходе в цифровой формат

«Более 14 тысяч человек заявили, что хотели бы внести свой вклад в создание виртуального Black Rock City, — рассказывает Ким Кук, директор Burning Man по искусству и гражданской активности. — Около тысячи из них сказали, что готовы заняться разработкой».

Некоторые компании предложили помощь в создании цифрового Burning Man в обмен на официальный брендинг. Несмотря на шаткое финансовое положение, организаторы отказались от такой помощи, сославшись на приверженность «детоваризации» — стремлению предотвратить проникновение корпораций, рекламы и брендированных сцен на фестиваль. Вместо этого они выбрали сотрудничество с небольшими инди-командами, которые были готовы заниматься разработкой систем для мероприятия в свободное время.

Полезные советы

  • Запаситесь всем. Нужно понимать, что вы целую неделю проведете в самой настоящей пустыне без единого магазина вокруг. Еда, вода, лекарства, фонари, батарейки – у вас должен быть запас.
  • Очки. Пылевые бури – не шутка. Если не хотите промывать глаза после сильного ветра, возьмите с собой лыжные очки.
  • Велосипед. Практически необходимый атрибут бёрнера. По фестивалю могут ездить только АртМобили, а расстояния там внушительные. Велосипед очень сильно поможет вам преодолевать путь от одной инсталляции до другой.
  • Билеты. Burning Man очень популярен, но вмещает всего 80 000 человек. Билеты продаются несколькими небольшими партиями и улетают за несколько часов.
  • Теплая одежда. Несмотря на то, что днем в пустыне очень жарко, ночью становится достаточно холодно. Озаботьтесь теплой курткой, чтобы не замерзнуть!
  • И наконец, принимайте все происходящее, ведь только так вы сможете по настоящему стать частью самого необычного праздника во всем мире!

Принципы Burning Man

За следующие пять лет наша культура полностью сформировалась, и в 2004 году мы создали десять принципов, по которым развивалась наша коммуна

Это не правила, а скорее философские наставления, которых мы придерживаемся и о которых рассказываем всем членам сообщества.

Радикальное включение. Каждый может быть членом нашего сообщества. Мы принимаем всех, даже людей с противоположными политическими взглядами.

Дарение. Мы заменяем коммерцию актом дарения. Мы создали фестиваль не для коммерческой выгоды и также ожидаем от участников, что на территории сообщества они не будут зарабатывать.

Декоммодификация. Мы сами придумали этот принцип, чтобы уберечь наше сообщество от влияния коммерческих брендов. Мы не зарабатываем на рекламе, у нас нет никаких спонсоров, и только за счёт продажи билетов мы можем раз в год построить этот город.

Полагание только на свои силы. В пустыне далеко не курортные условия: испепеляющая жара днём и холодный ветер ночью. Мы просим всех участников позаботиться о себе, привести провизию на неделю и задуматься, что можно сделать, чтобы было тепло, сухо и безопасно.

Радикальное самовыражение. В сообществе мы побуждаем людей максимально самовыражаться – быть теми, кем вы всегда хотели быть. Шить оригинальные костюмы и творить, не боясь осуждения.

Принцип объединения. Первая причина, по которой люди едут к нам, это искусство. Во вторую очередь люди хотят участвовать в фестивале, потому что им нравится быть частью чего-то большего.

Гражданская ответственность. Для нас важна ответственность перед государством, поэтому мы чётко соблюдаем законодательство и просим других участников тоже его соблюдать.

Чистота. Burning Man – это самый большой фестиваль, который не оставляет за собой ни следа.

Участие – мы ожидаем, что каждый, кто приезжает, будет участвовать в жизни города и сделает пребывание остальных потрясающим.

Присутствие здесь и сейчас

Нам очень важно, чтобы вы наслаждались моментом, и вам нравилось то, что происходит здесь и сейчас.

Популярные вопросы

У фестиваля Burning man нет спонсоров. И всё же гранты кто-то финансирует?

Финансовая политика Burning Man – это прозрачность. И все финансовые отчёты о том, сколько денег мы получаем и куда их тратим, есть у нас на сайте, мы ежегодно их размещаем.

Скриншот страницы с финансовым отчетом Burning Man за 2016 год

Все наши гранты идут только от продажи билетов. Но иногда от членов нашего комьюнити поступают пожертвования, которые мы тоже используем для грантов или устройства города. Также региональные фестивали, когда проводят ивенты, отправляют остаток бюджета в фонд глобальных грантов, чтобы помочь художникам.

Примечание редактора: в 2015 году участники Burning Man пожертвовали больше миллиона долларов. 53% всех денег ушли на поддержку арт-объектов.

Где взять билеты?

Все билеты продаются на официальном сайте. Основная продажа билетов уже закончилась, всё продано ещё в марте. Но за месяц до фестиваля стартует «О боже мой, распродажа!», куда выкладывают ещё небольшую часть билетов. В этом году распродажа началась 26 июля. (В ночь со 2 на 3 августа пройдет последняя распродажа — прим.ред.). Также мы не поощряем перепродажу, поэтому очень просим участников в случае форс-мажора возвращать билеты нам и они появятся на сайте, чтобы их могли купить другие.

Что взять с собой, чтобы выжить в пустыне?

В первую очередь, устойчивую палатку, платок от пыли, солнечные очки и самую тёплую одежду, которая у вас есть – ночью очень холодно. Ну и, конечно же, совершенно не помешают самодельные костюмы – не покупайте дорогую одежду, попробуйте сделать костюмы самостоятельно!

Как сильно вы планируете расширять город? Какой лимит по количеству людей в городе?

Чем больше город, тем сложнее его контролировать. Мы ограничиваем город до 70 тысяч людей.

Важный момент: есть специальные разрешения, которые мы получаем от властей. Чтобы превысить планку в 70 тысяч, нужно обойти много инстанций и собрать кучу бумаг, сейчас это достаточно сложно.

Материалы по теме: