Бриллианты из праха умерших: возможно ли такое и зачем нужно?

Технология вкратце

От праха из крематория до дорогостоящего алмаза – до пары месяцев. Синтезируется бриллиант в лабораторных условиях. На первом этапе выполняется обработка пепла путем использования химических реагентов. В основе технологии лежит получение из праха усопшего углерода, который в последующем “трансформируется” в слоистый графит. На завершающем этапе для “полуфабриката” создаются условия аналогичные тем, в которых при колоссальных температурах и давлениях алмазы формируются глубоко под землей.

Прах покойного в лабораторию может доставляться как за один раз, так в два этапа в разное время. Это зависит от законов страны ранее усопшего. Почему так? Чтобы прах был не утерян на тот случай, если что-то пойдет “не по расписанию”.

Технология

После того, как в лаборатории компании Algordanza поступают погребальные урны с останками покойных, прах обрабатывают химическими реагентами, чтобы из него концентрировался углерод, который и станет материалом для будущего алмаза. Получив аморфный углерод, специалисты, далее, искусственно воссоздают те условия, при которых в течение миллионов лет алмазы формируются глубоко в Земле при колоссальных давлениях и температурах — сейчас это делается в специальных «барокамерах», которые способны создавать невероятное давление. Под давлением аморфный углерод должен находиться два-четыре месяца, а размер получаемого таким образом алмаза, как правило, составляет около 4 карат, а после огранки (если она заказана) он уменьшается до 1-2 карат. Как нетрудно догадаться, на производство такого алмаза уходит совсем немного праха (пара граммов), а значит из праха покойного можно сделать несколько алмазов. Некоторые семьи действительно заказывают несколько драгоценных камней из праха ушедшего родственника (особенно это популярно в Японии), так как это позволяет сразу нескольким членам семьи обрести и вечно носить с собой частичку любимого человека. Теоретически из праха, который остается после сожжения среднестатистического человека, можно было бы сделать до пятидесяти алмазов, однако современные технологии позволяют извлечь максимум девять.

Интересной особенностью работы компании является то, что прах разных людей может быть очень различным по качеству, и дело тут не только в наличии имплантов (хотя это тоже важно), но и в том, что незадолго до смерти человек мог проходить медикаментозное лечение, которое в итоге загрязняет примесями в том числе и его прах. Они не отсеиваются полностью при экстракции углерода, что снижает качество алмаза

Подобные обстоятельства меняют и цвет драгоценности: так, прохождение химиотерапии в течение жизни смещает оттенок бриллианта к светлому.

Однако в этом может быть и плюс: например, если в теле покойного содержалось много бора, то алмаз из его праха будет иметь необычный синий оттенок. Более того, прах и алмазы из него гораздо более «биографичны», чем может показаться: их итоговый цвет всегда немного разный от человека к человеку, таким образом камни в каком-то смысле действительно получаются уникальными.

Также нелишним будет отметить, что синтетические алмазы никак не отличаются от натуральных с «потребительской» точки зрения: их физико-химические характеристики и внешний вид неразличимы, и отличить искусственный от натурального можно только в лаборатории с помощью химического скрининга.

4 Августа 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Генетическая экспертиза смертных останков

Альпинисты, погибшие на Эвересте

Найти пропавшего человека

Из чего все началось

Как и многие грандиозные проекты, идея изготовления бриллиантов из праха усопших пришла в голову одному человеку совершенно случайно. Это упомянутый выше Риналдо Уилли. В начале 2000-х он обучался на факультете экономики. Профессор порекомендовал ему к прочтению статью одного из российских ученых. Труд специалиста из РФ был посвящен методу изготовления алмазов путем использования такого сырья, как пепел.

О прахе усопших в статье не было ни слова. Речь шла о растительном продукте, который остается после сжигания, к примеру, коры и листьев деревьев. То ли студент читал не внимательно, то ли с переводом “не срослось”, то ли представлял не совсем то, но он был уверен – ученый из России имел в виду прах кремированных покойников. Возможно, причина того, что парень пошел по “ложному” пути, кроется в чем-то другом, журналист Ftimes.ru с уверенностью сказать не может, поэтому – только предположения. Да и какая теперь разница, ведь гениальная идея живет и крепнет.

Воодушевленный Уилли стал “приставать” с вопросами к профессору на предмет технологии получения синтетических драгоценных камней. Студент был удивлен, когда профессор указал на ошибку. Однако оба мужчины не стали “выбрасывать идею в урну”, а, наоборот, пришли к мнению, что у нее может быть шикарное будущее. Но кому же, как не им, стоило начинать ее “продвижение в массы”! Решили: раз ученый из России статью писал, значит, и оборудование есть. Гражданин РФ отказывать не стал. Так появилась тройка партнеров, а позже – и сама швейцарская компания.

Синий глаз бога Рамы

Алмаз этот был найден в индийских копях Коллур недалеко от Голконды. Французский путешественник Жан Батист Тавернье увидел его в индийском храме — камень украшал статую бога Рамы. По преданию, это был левый глаз почитаемого божества, карающий. Синий алмаз размером с мячик для гольфа так поразил иностранца, что Тавернье выкрал его и в 1669 году вместе с другими драгоценными камнями привёз во Францию. Прямиком ко дворцу Людовика XIV.

Большой любитель драгоценностей, Король-Солнце, не раздумывая, выкупил все камни. Королевские ювелиры огранили синий алмаз, придав ему форму сердца. Людовик XIV назвал украшение «Голубой француз» и с удовольствием носил его на шее. Но кара за воровство не заставила себя долго ждать.

Кому и зачем нужны бриллианты из праха?

Согласитесь, что кладбища представляют собой не только угнетающее, но и далеко не эстетичное зрелище. К тому же после похорон приходится время от времени навещать захоронение, наводить там порядок, убирать мусор и траву, поправлять оградку и ухаживать за могилой. Никто не любит посещать это место, которое вызывает ассоциации со скорбью и печалью.

Хранить пепел в урне – более приемлемый способ. Хотя посещение колумбария также вызывает негативные эмоции. Хранить урну с прахом дома на полочке – не каждый решится. К тому же она может упасть и прах может рассыпаться. Сметать с пола близкого человека – удовольствие не из приятных.

Мемориальные бриллианты решат все перечисленные проблемы. Они прекрасны и чисты, экологичны, не вызывают неприятных ассоциаций. Камни сохраняют связь с близким человеком, к ним можно прикасаться и при желании всегда носить с собой, сделав ювелирное украшение.

Многие компании, работающие в этой сфере, занимаются выращиванием алмазов из праха домашних животных. Век питомцев гораздо короче, чем век их владельцев.

Домашние животные становятся «членами семьи», делят с хозяевами горе и радость. Поэтому многие не хотят расставаться со своими любимцами и после их смерти. Создание бриллиантов памяти из праха домашних питомцев – очень востребованная услуга, которая позволяет увековечить память о «братьях наших меньших».

Мемориальный бриллиант не только сохранит память об умершем, он является семейной реликвией, которую можно передавать из поколения в поколение, а также хорошим финансовым вложением, хотя это и звучит немного цинично.

Коротко о технологии получения алмазов из праха усопших

Итак, перейдём к технологии получения алмазов из праха. Для начала, как Вы уже могли догадаться, тело необходимо кремировать – сделать камень из мягких (да и твёрдых) тканей не представляется возможным.

Затем прах доставляется на территорию компании-исполнителя. Так как в России нет ни одной фирмы, занимающейся подобным, груз придётся пересылать через границу. Обычно, это происходит в два этапа, двумя разными урнами – при пересылке может произойти что угодно, но прах терять ни в коем случае нельзя.

Далее доставленный в лабораторию пепел проходит ряд химических реакций, каждая из которых постепенно избавляет углерод от лишних примесей. В конце концов должно получится аморфное вещество, которое и будет являться сырьём для алмаза.

После того, как углерод очищен, его превращают в графит. На этом этапе ничего интересного не происходит – способ стар, как мир.

Отдельного внимания заслуживает последняя стадия производства алмаза – воссоздание нужной температуры и давления

Технологические алмазы часто делаются по приближённым значениям, ведь там важно качество, а не внешний вид. Бриллианты, изготовленные из праха, имеют действительно натуральную структуру: отличить подделку от оригинала не сможет даже самый лучший ювелир

Понять, что перед Вами не настоящий камень, можно лишь с помощью химического скрининга, но кому понадобиться проводить столь трудоёмкую процедуру, правда?

Время создания подобного чуда – примерно 2-3 месяца. Учитывая, что в компанию-основатель данного способа по официальным данным поступает примерно 2 заказа в день, нет ничего удивительного, что даты создания алмазов бронируют заранее.

Вместо каменных памятников — цифровое кладбище

Цифровой след, который человек оставляет при жизни, может быть использован для создания соцсети мёртвых для живых — фактически цифрового кладбища. В основу страницы покойного могут лечь размещённое на YouTube видео, публикация в Instagram, голосовые сообщения в Telegram или загруженное в «Одноклассники» фото.

Сосновый не исключает, что в будущем может появиться государственное цифровое кладбище. На могильных плитах можно разместить QR-код, который ведёт на страницу похороненного на этом кладбище или в мобильное приложение. Родственники будут иметь доступ к данным покойного и смогут их редактировать. Например, добавлять фото и видео с поминок, делиться обновлениями с семьёй и получать уведомления о памятных датах.

В России уже начали появляться цифровые кладбища, не имеющие какой-либо юридической силы. Всё это частные инициативы — «Кладбищароссии.рф», «Российское виртуальное кладбище», «Помним-скорбим.ру» и десятки других проектов пока не имеют единой базы захоронений.

Соцсети заполняются мемориальными страницами. В Facebook даже есть функция «хранитель» — можно выбрать человека, который после смерти будет управлять вашей страницей, а в аккаунте появится памятный статус в виде букета цветов и надпись «Светлая память». «ВКонтакте» тоже начал помечать страницы умерших людей.

В будущем может появиться не просто цифровое кладбище какого-то одного некрополя или страницы в соцсетях умерших людей, а единый сервис для захороненных на территории России или даже по всему миру. Запуск цифрового кладбища и использование QR-кодов поможет отследить родословную, укрепить семейные связи и создать генеалогическое древо.

Как делают бриллианты из праха и их особенности?

Натуральные алмазы «рождаются» в толще мантии Земли, на глубине сотен километров, при температуре примерно 1300°С и под давлением порядка 50 000 атм.

При выращивании искусственных алмазов производители стараются как можно более точно воссоздать условия их роста в природе.

В нескольких словах, не вдаваясь в подробности, технология создания памятных алмазов следующая:

  • прах после кремации доставляют в специальную лабораторию;
  • здесь его обрабатывают определенными химическими веществами, чтобы выделить и извлечь весь углерод;
  • под воздействием высоких температур углерод преобразуют в графит;
  • графит помещают в специальную ячейку роста, где созданы условия, максимально приближенные к природным.

Через несколько недель или месяцев из нее извлекают алмаз.

Каждый алмаз обладает уникальными, только ему присущими свойствами. Размер камня напрямую зависит от времени, проведенного им в аппарате.

Качество алмаза и цвет зависят от качественных характеристик пепла. Лекарственные препараты, химиотерапия, протезы зубные или другие – все влияет на характеристики камня.

Протезы влияют на качество и чистоту камня. Химиотерапия – на цвет, алмаз становится менее насыщенным и более светлым. Бор делает их синее, азот – желтее, облучение – розовыми или зелеными.

Как не существует двух одинаковых людей, так и каждый алмаз уникален. После того как камень побывает в руках у ювелиров он превращается в прекрасный благородный бриллиант.

«Все – из праха, и все возвратится в прах» – так когда-то сказал царь Соломон. Теперь с этим можно поспорить, утверждая, что все возвратится в прекрасном драгоценном камне – «царе кристаллов».

Алмазы из праха

Через несколько недель или месяцев мы получаем готовый камень.

А это удивительная лаборатория, где человек превращается в драгоценный камень

Насколько большой по размеру камень можно воспроизвести в вашей лаборатории?

Чаще всего в необработанном виде – это алмаз достоинством в 4 карата, который после огранки становится 1-каратным. Реже бывают случаи, когда удаётся создать камень в 1,6 и даже в 1,8 карат, но это скорее исключение, чем правило.

Отчего зависит величина получаемого бриллианта?

Как правило, величина алмаза напрямую зависит от времени, проведённым графитом в аппарате. То есть чем дольше он внутри, тем больше в результате его величина.

Но не меньшую роль играет и качество исходного материала. К примеру, если человек носил какие-либо протезы или принимал определённые медицинские препараты, то его прах будет не таким чистым, и, соответственно, качество бриллианта будет хуже.

Эти факторы влияют также и на цвет камня. Например, алмаз из праха человека, который проходил химиотерапию, получается более светлым. Но достоверно нам неизвестно, что определяет окраску бриллианта.

Камни, как правило, имеют синий оттенок из-за наличия бора в теле умершего, однако, каждый человек превращается в абсолютно уникальный камень, цвет которого варьирует от полностью прозрачного до практически чёрного.

Какова разница между вашими камнями и настоящим алмазом?

Наши камни тоже настоящие, потому как им присущи абсолютно все химические и физические свойства бриллиантов. Безусловно, наши камни синтетические, то есть созданные человеком, поэтому обладают меньшей ценностью.

Однако, невооружённым глазом наш бриллиант не отличить от натурального. Этого не сможет сделать даже опытный ювелир. Их можно отличить только с помощью химического скрининга, который скажет, было ли происхождение камня природным или нет.

Бриллианты из праха невозможно отличить от натуральных

Можно ли из одного человека сделать несколько бриллиантов?

Да, это реально, потому что для создания одного алмаза нужно всего лишь два грамма углерода. Некоторые наши клиенты, особенно японцы, часто обращаются с такой просьбой, потому что хотят, чтобы памятный камень был у каждого члена семьи.

В теории, исходя из количества и качества человеческого праха, можно получить около 50 камней, однако, на практике наш лучший результат на сегодняшний день – это девять камней, созданных из одного человека.

Какова на ваш взгляд причина того, что люди пользуются вашими услугами?

В большинстве случаев к такому решению приходит не сам умерший, а члены его семьи, чаще всего это матери или жёны. Главная причина, которую озвучивают заказчики, — это желание, чтобы частичка близкого человека всегда была рядом.

Однако, есть и такие, которые желают стать бриллиантом, будучи ещё живыми. Зачастую это те, которые страдают от неизлечимого заболевания и знают, что скоро уйдут в мир иной. 

Бриллианты из праха

Цены в компании самые различные, от 5 000 до 22 000 долларов в зависимости от того, в алмаз какого размера вы хотите преобразоваться. В цену включена также и упаковка камня в благородный деревянный чехол.

Как правило, из праха человек получаются алмазы синего цвета

Здесь, однако, ваши близкие могут выбрать: оставить вас лежать в коробке или же вставить полученный камень в кулон или кольцо, чтобы вы всегда были рядом.

Ежегодно в лабораторию компании поступают 850 урн с прахом, чтобы через несколько месяцев покинуть её уже в виде драгоценности.

Стоит заметить, что постоянно увеличивающееся население земного шара, а также недостаток земли ставят под вопрос дальнейшее существование традиционных кладбищ.

Вполне вероятно, что в будущем проблема захоронения будет решаться именно с помощью таких ювелирных усыпальниц.

Вот что рассказывает сам Ринальдо о своей работе.

Как вы пришли к идее создавать из умерших людей бриллианты?

Случайно. Около десяти лет назад я учился на экономическом факультете. Один из преподавателей дал мне прочесть статью известного русского учёного, в которой шла речь о создании синтетических бриллиантов для дальнейшего использования их в полупроводниковой промышленности.

В статье он рассказывал, как из пепла можно получать такие алмазы. Но я неправильно понял автора, решив, что речь идёт о человеческом прахе, хотя он имел в виду растительный пепел.

Учитель сразу же пояснил, что я неправильно понял суть статьи, однако, мы оба пришли к тому, что моя ошибка стоит внимания. Тогда мы вышли на автора статьи, который обладал оборудованием для создания бриллиантов в Швейцарии.

Вместе мы стали делать то, что впоследствии превратилось в Algordanza.

Здесь мемориальный бриллиант вставлен в кольцо

Почему вас привлекла идея создания алмазов из пепла?

Алмазы – это драгоценный, чистый камень. Безусловно, они в корне отличаются от современных кладбищ с огромным количеством могил, а также заброшенных захоронений, среди которых вы не чувствуете никакой связи с умершим близким человеком.

Меня вдохновила идея о том, что мёртвые тела нужно превратить во что-то, на что будет приятно смотреть и к чему захочется прикасаться.

Более того, бриллиант хранится очень долго, поэтому его можно передавать из поколения в поколение

Алмаз нельзя рассыпать по неосторожности, как это часто происходит с пеплом после кремации

Иными словами, вы говорите о вечности алмазов.

Я не люблю слово «вечность», потому что оно больше касается религиозной сферы. В нашем случае скорее правильно сказать «нерушимость». Наши бриллианты – это нерушимая память, но в итоге, всё равно от близких умершего зависит, будет ли жива память о нём.

А как насчёт технологии процесса? Как именно происходит процесс создания синтетического бриллианта из человеческого пепла?

Все стадии процесса проходят тут, в Швейцарии. После кремации к нам поступает прах человека.

В соответствии с законодательством государства умершего, мы получаем либо в одной урне пепел в полном объёме, либо в двух урнах, которые отправляются в разное время. Это делается для того, чтобы избежать утраты всего праха при форс-мажорных обстоятельствах.

Затем прах обрабатывается специальными химическими веществами, чтобы собрать из него весь углерод. После этого углерод преобразуется в графит с помощью высокой температуры.

Последний этап – это помещение графита в особую машину, воспроизводящую условия тысячелетнего формирования бриллиантов в недрах Земли, а именно: невероятно высокое давление и температура (около 1 500 градусов по Цельсию).

Камень убивал, разорял и сводил с ума

В 1812 году синий алмаз появился в Лондоне. Только размером он был теперь всего 2,5 сантиметра и весил 44 карата. Новый владелец, банкир Филипп Хоуп выкупил его у торговца драгоценностями за 30 тысяч фунтов стерлингов. Именно Филиппу бриллиант обязан своим нынешним именем: алмаз «Хоуп», что в переводе с английского означает «надежда». Однако камень с дьявольской циничностью опровергал свое название.

Удивительной красоты камень перешел его наследникам. Но, разорившись, новые хозяева были вынуждены продать «Надежду». Не принес счастья алмаз и следующим владельцам. Француз по имени Колот сошёл с ума и покончил жизнь самоубийством. Князь Корытовский, выкупивший камень у покойного, подарил украшение своей любовнице, парижской актрисе мадемуазель Ледю. И сам же застрелил ее из ревности прямо на сцене. Через пару дней не стало и князя – ночью его зарезали на улице грабители.

За алмазом прочно закрепилась слава проклятого камня. Но это не останавливало любителей драгоценностей. После смерти Ивана Корытовского алмаз «Хоуп» купил турецкий султан Абдул-Хамид II (Абдул Проклятый) и подарил своей жене. Султанша подарку мужа радовалась недолго – Абдул застрелил ее в приступе гнева.

Вместо гроба и трупа — бриллиант на память

Украинские похоронные агенты предлагают сделать из праха умершего бриллианты — праховые камни. Сама технология не новая, её впервые применили в Швейцарии в 2005 году. Один из основателей компании Ринальдо Вилли, ещё будучи студентом, прочитал статью российского учёного о новом методе выращивания искусственных алмазов для создания полупроводников. В качестве основного сырья тот использовал пепел после сжигания мусора. Но Вилли неправильно перевёл и решил, что алмазы предлагается выращивать из праха человека. Так и появилась его компания.

Украина — единственная страна на территории бывшего СССР, которая выращивает бриллианты из праха. Для создания драгоценного камня, процесс которого занимает до двух месяцев, необходим прах после кремации. Например, из 200 грамм праха вырастет камень в 0,3 карата.

Скриншот сайта alkor-d.com

По желанию заказчика цвет будущего камня могут сделать синим, если добавить бор, или жёлтым — с помощью азота. Невооружённым глазом отличить искусственно выращенный бриллиант от настоящего невозможно — для этого необходимы специальные приборы, по всем своим свойствам камни будут идентичны. Выращенный камень подлежит государственной сертификации, где будут указаны характеристики бриллианта, его чистота, размер и возможные трещины.

Однако, как говорит гемолог «Алькор Д» Юлия Кушер, для выращивания алмаза не обязательно использовать прах человека. «Драгоценный камень состоит из углерода, поэтому подойдёт практически любой биоматериал: волосы, кровь, высушенные цветы или даже футболка».

Церковь относится к такому способу увековечивания памяти с неодобрением. По словам отца Павла Великанова, это провокативный способ: «Мне сложно представить того, кто захотел бы носить такой бриллиант. Это уже серьёзная деформация у человека».

Церковь верит, что есть естественный путь, по которому человек уходит в землю, и в этом заключён свой глубокий символизм. «Могильный холмик над захоронением напоминает беременный живот и означает начало новой жизни. И когда мы отказываемся от этой традиции и смыслов, мы сами себя обкрадываем», — сказал протоиерей.

Отличия алмазов из праха друг от друга

Как каждый человек уникален, так уникален и каждый алмаз, созданный из пепла усопшего. Все люди разные: кто-то вёл здоровый образ жизни, кто-то принимал тяжёлые лекарства, кто-то умер молодым… Из праха каждого получится свой, уникальный бриллиант.

В среднем, размеры камня после огранки составят примерно 1 карат. В редких случаях (которые сказываются на стоимости), величину попытаются увеличить до 1.5-1.7 карат. Но за результат данной процедуры никто ответственности не несёт.

Цвет у каждого бриллианта свой. Как правило, преобладают светло-синие оттенки, но встречаются и другие: от иссиня-чёрного до кристально прозрачного. Алмазы, сделанные из праха одного и того же человека, естественно, будут одинаковыми. Максимумом на сегодняшний день является 9 камней из одной урны, однако, теоретические расчёты говорят о возможных пяти десятках.

Желаете ознакомиться с примерами наших работ? — переходите сюда.

Зачем нужно создавать алмаз из праха и сколько это стоит?

Казалось бы, вопросы самые очевидные. Но, если на второй можно ответить конкретно – от 5 до 22 тысячь долларов, то мнение касательно первого будет у каждого своё. Такой сильный разброс цен вызван следующими факторами:

  • Желаемой клиентом величиной алмаза. Логично, что чем больше будет алмаз – тем сложнее его выращивать, и тем больше ресурсов на его изготовление затратит компания.
  • Личного выбора каждого относительно дальнейших действий. Алмаз можно положить в изготовленный на заказ ларец, сделанный, разумеется, из благородных пород дерева, а можно вставить в ожерелье, кольцо, или другое украшение.

Разобравшись с ценой, я всё-таки попробую ответить на обычный извечный вопрос: зачем? Я вижу их сразу несколько, хотя, возможно, это далеко не все.

  • Алмаз из праха – это красиво. Это действительно статусно и роскошно. Позволить себе такую поделку может далеко не каждый, и своими действиями Вы подчеркнёте дороговизну ушедшего человека. Как в прямом, так и в переносном смысле этого слова.
  • Очевидная небанальность идеи. У Вас есть хоть один знакомый, превративший прах дорого для него человека в алмаз? А у знакомого знакомого? Цепочку можно продолжать до бесконечности, вот только клиентов «Алмазной мастерской» будет один на миллион, если не меньше.
  • Надёжность. Вы только вдумайтесь – это алмаз. Да, я постоянно говорю о том, что памятники из гранита простоят сотню лет, но ведь алмаз по-настоящему вечен. В этот же пункт я хочу и отнести сложность порчи: урну с прахом можно разбить, памятник – поцарапать… С алмазом же не случится никогда и ничего.
  • Желание быть ближе с покойным. Обычно оно характерно для женщин и девушек, потерявших мужей или сыновей. Украшение с алмазом можно носить на себе круглые сутки – живущая в нём частичка души покойного послужит неким оберегом, хранящим Вас по воле усопшего.

Как ни старался, но минусов в изготовлении алмаза из праха усопшего я не нашёл. Единственным, да и то, если честно, сомнительным, недостатком будет отсутствие могилы. Но ведь памятник нужен с одной-единственной целью – помнить о человеке, а не стоять на кладбище просто так. А вспоминать об усопшем, глядя на алмаз, Вы будете уж точно чаще, чем посещать даже самую роскошно благоустроенную могилу.

Делают ли бриллианты из праха умерших?

В любых культурах, во все времена отношение к усопшим было особым – почтительным, а иногда и мистическим. За время существования человечества у каждой народности и в каждой религии сложились свои ритуалы и способы погребения. Самыми распространенными из них являются – захоронение в земле и сожжение.

Быстрый рост численности населения, нехватка свободной земли, неэстетичный вид кладбищ, закапывание вместе с покойным массы отравляющих почву веществ (пластик, резина, лак, краска, бальзамирующие вещества) – все это толкает «ритуальную отрасль» искать новые и альтернативные способы погребений.

«Биоразлагаемые капсулы», «Зеленые кладбища», «Башни Мокши», возможно, скоро начнут вытеснять традиционные захоронения и колумбарии.

Появился ряд новаторских способов увековечить память о покойных – «ресомация» (химическое растворение тел) и «удобрения» (переработка останков в полезные вещества). Прах покойных добавляют в графитовые карандаши, виниловые пластинки, в салюты и фейерверки. Но самыми интересными, экологичными и эстетичными являются «мемориальные бриллианты», выращенные из праха покойных.

Эта необычная идея совершенно случайно пришла в голову молодому ученому из Швейцарии Ринальдо Вилли. При переводе статьи о создании синтетических алмазов, он неправильно понял значение слова «пепел», подумав, что речь идет о человеческом, а не о растительном материале.

На ошибку молодому человеку указал его учитель. Но идея понравилась обоим. Связавшись с автором статьи, которым был русский ученый, они все вместе приступили к разработке данного направления. Так, в 2004 году появилась компания «Algordanza» – что означает «Память» в переводе с романшского языка.

В компании существуют определенные правила или принципы, выполняемые беспрекословно:

  • не прикасаться к телу и бриллианту голыми руками – только в перчатках, ведь это непросто биоматериал, а тело со своей душой;
  • запрещено начинать разговор с клиентом с соболезнований, пока не узнаешь человека ближе, чтобы это не звучало неискренне;
  • каждому клиенту дается возможность проститься с близким человеком наедине;
  • работники компании собственноручно доставляют «бриллиант памяти» родственникам и вручают в торжественной обстановке, в присутствии всех членов семьи;
  • камень обязательно упаковывают в красивую полированную деревянную коробку;
  • компания принципиально не работает, в отличие от других, с останками домашних питомцев;
  • никогда не используется дополнительный «посторонний» углерод, если его мало для создания камня;
  • камни имеют свой естественный цвет, работники лаборатории принципиально не прибегают к их окрашиванию.

На сегодняшний день порядка 10 компаний по всему миру занимаются выращиванием искусственных бриллиантов из праха усопших. Еще одним лидером в данной «отрасли» является всемирно известная «LifeGem», популярны и востребованы услуги русской компании «Эмемо».

Смертельные украшения миллионерши

В 1910 году он привез ожерелье в Нью-Йорк, где жила семья богачки, и оставил его Эвелин на выходные. Уловка сработала — молодая женщина больше не желала расставаться с красивым колье. За алмаз «Хоуп» светская львица выложила 180 тысяч долларов. Баснословные по тем временам деньги.

Чтобы оградить свою семью от несчастий, Эвелин освятила ожерелье в церкви. После этого она практически не снимала украшение с груди. Однако обряд не помог. На новую хозяйку «Надежды» одно за другим посыпались несчастья. Муж Эдвард Маклин стал спиваться, и пара развелась. Спустя несколько лет бывший супруг закончил свои дни в сумасшедшем доме. Старший сын, родившийся незадолго до покупки рокового камня, погиб в автомобильной катастрофе в возрасте 9 лет. Единственная дочь скончалась от передозировки наркотиков в 1946 году.

Вместо консультаций и выездов к агенту — Uber для похорон

В 2017 году руководитель «Яндекс.Погоды» Дмитрий Геранин пофантазировал, как уберизация могла бы коснуться похоронной индустрии. Он придумал приложение Umer — оно было должно рассчитывать примерную стоимость похорон и давать информацию о других вещах, связанных с погребением. Геранин собрал лендинг и написал, что «приложение вот-вот появится в сторах». Однако в 2021 году агрегатор похоронных услуг в App Store и на Google Play так и не появился.

«Мы называем это швейцарским ножом ритуального агента», — рассказал директор по развитию компании «Честный агент» Павел Сосновый.

При оформлении заказа клиенту приходит уведомление: «Вы забронировали место на кладбище», «Урна с прахом готова к выдаче» и так далее. Родственникам остаётся только приехать к указанному времени на церемонию, которую подготовят агенты. Как говорит Сосновый, поддерживать связь можно даже после похорон. Сегодня клиентам может понадобиться помощь в захоронении, а через год — установка памятника или уход за могилой.

Уйти из жизни роскошно

Век от века человечество изобретало одни способы распоряжения телами покойных и забывало другие, после чего нередко переоткрывало их и начинало использовать вновь. В начале двадцать первого века некоторые коммерческие компании – например, швейцарская компания Algordanza – начали предлагать новинку на рынке погребальных услуг — возможность превратить прах покойного в технический бриллиант. Это становится возможным благодаря использованию специального ювелирного оборудования, которое сжимает прах под высоким давлением и таким образом реструктурируют атомы углерода.

Стоимость алмазов из праха варьируется от 5 до 22 тысяч долларов США. Цена здесь будет зависеть как от запрашиваемой величины алмаза, так и из его оформления: компании обычно предлагают либо выдать клиенту алмаз как таковой, либо инкрустировать им некое ювелирное изделие – кольцо, кулон и т.д.

Символ нерушимости и вечности памяти

Один из наиболее частых вопросов, которые задают Риналдо: чем так привлекла его идея делать алмазы из праха? Его ответ лежит в области эстетики: бриллиант — драгоценность, воплощающая наши представления о красоте. Риналдо воодушевила мысль превращения мёртвого тела в нечто, что приятно держать в руках и что порадует глаз.

Такой подход противопоставляет себя огромным, переполненным кладбищам и запустевшим захоронениям, где подчас связь с усопшим исключительно эфемерна. Бриллиант же, помимо прочего, невозможно рассыпать, как иногда случается с пеплом кремированного – драгоценный камень становится воплощённой памятью, которая передается из поколения в поколения как семейная реликвия.

Термину «вечность» (ср. «вечная память») Риналдо предпочитает «нерушимость» (алмаз = adamas, с греч. «нерушимый») – ведь память об усопшем живет пока её продолжают чтить люди. Созданный из праха алмаз делает память о человеке нерушимой.