Четыре вопроса, которые нужно задать себе перед покупкой яхты

Лучший дизайн экстерьера в сегменте от 164 до 270 футов

Admiral 55 m Geco

За дизайн экстерьера этой 55,2-метровой яхты отвечала студия GMC Architecture. 

Одной из главных изюминок проекта стала многофункциональная площадка в носовой части корпуса. 

Она может служить как местом для посадки вертолёта, так и зоной отдыха в марокканском стиле, где гости могут на свежем воздухе смотреть кино. Круглую площадку не старались вписать в корпус, её сегменты нависают над правым и левым бортом.

Ещё одна фишка экстерьера Geco — стеклянные борта в зоне пляжного клуба на корме.

CRN Voice (победитель)

Стильный аэродинамичный силуэт 62-метровой Voice — заслуга именитой итальянской студии Nuvolari & Lenard. 

Кроме обтекаемой формы её также отличает градиентный окрас с использованием нескольких оттенков серого и вертикальный форштевень. 

Отвесный нос не только дань моде, но и способ добиться максимальной длины ватерлинии, что позволяет увеличить скорость лодки (до 16 узлов) и получить дополнительный объем жилого пространства в этой зоне.

Voice стала первой яхтой CRN, которая соответствует новым экологическим стандартам выбросов Tier III.

Sanlorenzo 62 m Steel

Эта 61,5-метровая яхта с дизайном от Mauro Micheli гордится своими зонами на открытом воздухе. Особенно повезёт в этом отношении владельцу лодки, чьи апартаменты занимают отдельную палубу площадью 210 кв. метров. На внутренние помещения здесь приходится меньше половины общей площади.

При этом пляжный клуб и прилегающие к нему зоны (бар, спортзал, хаммам) занимают почти такую же площадь — около 90 кв. метров. Откидные борта, превращающиеся в террасы у воды, позволяют увеличивать площадь пляжного клуба ещё на 40 кв. метров.

Кроме как в море гости могут также купаться в джакузи на сандеке или в бассейне на носу главной палубы. Причём крышка, закрывающая бассейн, превращает его в лежак для загорания площадью 8 кв. метров.

Яхта 2020 года среди лодок длиннее 270 футов

Benetti Luminosity (победитель)

На борту установлены интерактивные панели, общая длина которых достигает 370 метров. 

В некоторые зоны на яхте можно попасть только по отпечатку пальца. Гибридные двигатели хороши настолько, что в абсолютной тишине, без включённых генераторов судно способно идти без остановки 12 часов.

В интерьере можно найти отсылки к картинам и скульптурам Дэмьена Хёрста, Мана Рея, Анри Матисса, Анши Капура. Часть интерактивных панелей используются для проецирования десятков цветков магнолии, которые распускаются, когда человек проходит мимо них. Все это в обрамлении 800 кв. метров окон.

Вместимость Luminosity 5844 регистровых тонн. Яхта рассчитана на 27 гостей и 37 членов экипажа. На нижних уровнях гости найдут бассейн, СПА, парилку и холодную купель, в которой температура воды поддерживается на уровне 4°С. 

Пол большого бассейна поднимается и на его месте образуется танцпол площадью 30 кв. метров.

Хозяина у Luminosity пока нет. Яхта продается через Burgess за €225 миллионов.

Lurssen Scheherazade

Эта мегаяхта от немецкой верфи, изначально носившей имя «Project Lightning» («Молния») — одна сплошная загадка. Достоверно о ней неизвестно практически ничего. Даже длина Scheherazade — предмет споров: не то 130, не то все 140 метров. Ширина корпуса около 23 метров. 

Вместимость яхты по некоторым оценкам может достигать 10000 (!) регистровых тонн. 

Дизайнером проекта, возможно, был Эспен Ойно (Espen Oeino). Но ни он сам, ни Lurssen официально этого не подтверждали.

Переименование лодки в честь восточной сказочницы, с учётом подобной секретности, выглядит как шутка создателей яхты и её владельца над всеми, кому любопытно узнать об этой Lurssen побольше.

Сторонним наблюдателям остаётся только рассматривать экстерьер Scheherazade. Благо, её довольно много фотографировали с воздуха. На снимках можно разглядеть пару вертолётных площадок и две джакузи на открытом воздухе.

Ulstein Verft Olivia O

88,5-метровая Olivia O с дизайном от Эспена Ойно — первая яхта, которая получила нос X-Bow с обратным форштевнем, который обеспечивает повышенный уровень комфорта на борту при сильной волне. 

До этого технология применялась только на служебных судах.

Ulstein Verft обычно специализируется на строительстве «рабочих лошадок», и лодку для отдыха и развлечений создала скорее в виде исключения.

Вместимость Olivia O — 5000 регистровых тонн. Это одна из самых просторных яхт подобного размера. На борту могут жить до 20 гостей. Еще 30 человек входят в экипаж.

За немного грубым и индустриальным фасадом скрываются лаконичные интерьеры в японском стиле. Каждую палубу можно узнать по дереву, которое выбрано для отделки.

Размер: сколько футов нужно для счастья?

Некоторые останавливают свой выбор на яхте, которая чересчур велика для их потребностей, слишком сложна в управлении небольшим экипажем и слишком дорога в эксплуатации и обслуживании

Важно понимать, что разница в, казалось бы незначительных, пяти – десяти футах длины в разы увеличивает счета за страховку, стоянку в маринах, запчасти и прочие затраты на содержание судна

Что касается управления – электрические лебедки, закрутки парусов и носовые подруливающие устройства, конечно, упрощают задачу, но, делая выбор, задайте себе вопрос: сможете ли вы вдвоем, а, в случае необходимости, и в одиночку, справиться с этой лодкой в открытом море?

Но размер – это палка о двух концах, и в погоне за экономией многие владельцы в итоге остаются недовольными скромными размерами своей «избранницы». Не секрет, что долгое нахождение в замкнутом пространстве накаляет отношения между людьми, поэтому чем больше этого самого пространства будет у каждого из членов экипажа, тем спокойнее, комфортнее и безопаснее пройдет путешествие. При этом на борту должно быть еще достаточно места для хранения многочисленных запчастей и инструментов, парусов, топлива, воды и припасов.

Современные кругосветчики чаще всего останавливают свой выбор на лодках размером от 35 до 45 футов.

Минимальная длина обусловлена поведением лодки на открытой воде и, как следствие, желаемым уровнем комфорта и безопасности. А вот для управления яхтами свыше 50 футов уже одним-двумя людьми не обойтись, нужна целая команда.

Также стоит учитывать, что при одинаковой длине лодки могут иметь разную ширину и форму корпуса. Выбирая яхту с большей шириной и максимально округлой формой по миделю, вы получаете дополнительный объем рундуков и жизненного пространства.

Лодки стоимостью $400 млн.

Golden Odyssey

Год постройки: 2015

Владелец 123-метровой Golden Odyssey — принц Саудовской Аравии Халед бин Султан — тщательно скрывает любые подробности о своей любимице. Известно только, что лодка построена на заводе Lurssen, имеет внешний вид от Francis Design и интерьеры от Альберто Пинто, а дизель-электрическая установка способна разогнать немецкого гиганта до 21 узла. Обычно лодка путешествует в составе так называемого «Золотого Флота» владельца, в который входят 80-метроваяGolden Odyssey II, 67-метровая Golden Shadow и 30-метровый спортфишер Golden Osprey.

Flying Fox

Год постройки: 2019

Одна из самых ярких новинок этого года — 136-метроваяFlying Fox — «приземлилась» аккурат на 14-е место в списке самых больших яхт в мире. Эта лодка — результат труда дизайнеров Эспена Ойно, отвечавшего за экстерьер, и Марка Берримана (Mark Berryman), занимавшегося интерьерами. На ее борту есть две посадочные площадки под самые большие гражданские вертолеты, 12-метровый бассейн поперек главной палубы, гигантские мастер-апартаменты с камином, место для хранения семи тендеров, двухуровневый пляжный клуб и СПА-салон в 400 квадратных метров. Но все это не отменяет изящности и быстроходности Flying Fox — ее крейсерская скорость 15 узлов. А принадлежит «Летающая лисичка» то ли акционеру аэропорта «Домодедово» Дмитрию Каменщику, то ли гендиректору Amazon Джефу Безосу (Jeffrey Preston «Jeff» Bezos).

Black Pearl

Год постройки: 2017

Black Pearl российского бизнесмена Олега Бурлакова — одна из самых загадочных и инновационных парусных суперяхт в мире. Уникальность проекта — в тотальном использовании альтернативных источников энергии: гибкие солнечные панели интегрированы прямо в паруса, а при движении лодки энергию можно «снимать» с винтов, которые вращаются за счет набегающего потока воды. Да и миссия у лодки не простая — 106,7-метровое творение Oceanco призвано помочь получить новые знания для производства «кораблей, у которых будут новые источники энергии и новые возможности».

Типы парусных яхт

Все парусные лодки можно разделить на несколько типов по трем основным параметрам: количество корпусов, принцип сохранения остойчивости (способность судна сохранять или быстро возвращаться в равновесие), парусное вооружение.

По количеству корпусов лодки могут быть:

  • монокорпусные (однокорпусные); 
  • с двумя и больше корпусами (катамараны, тримараны). 

Многокорпусные лодки быстрее однокорпусных. Кроме того, до определенного угла крена они гораздо остойчивее, но потом опрокидывание становится неизбежным, а его последствия существенно значительнее. 

По методу сохранения остойчивости все однокорпусные лодки можно поделить на: 

  •  швертботы 
  • килевые яхты
  • компромиссы

Килевые яхты

Имеют фальшкиль (тяжёлый свинцовый или чугунный балластный киль для обеспечения остойчивости). Максимум, что удастся сделать с килевой лодкой, — положить её парусами на воду. Затем она обязательно вернется в исходное состояние. 

Швертботы

Имеют только лёгкий подъёмный плавник. Его основная задача — гидродинамическая. Остойчивость швертбота поддерживается путем перемещения веса экипажа. Как следствие, перевернуть такую яхту не представляет большого труда.

Компромисс

В этом случае дополнительный балласт размещается внутри корпуса, а увеличению остойчивости способствует тяжёлый шверт. Перевернуть компромисс значительно труднее, чем обычный швертбот, но от полного переворота он не застрахован.

Парусное вооружение — совокупность элементов оснастки парусного судна: парусов, рангоута и такелажа. Наиболее распространенные типы: 

  • «бермудский шлюп» (крейсерские, круизные яхты); 
  • однопарусный «кэт» особенно популярен среди швертботов-одиночек («Зум 8», «Лазер», «Финн»).

Хамелеоны

Mirage

Для отдыха без посторонних глаз верфь Fincantieri предлагает не только спрятаться под воду, как на Carapace, но и просто исчезнуть.

Предполагается, что благодаря цветным вертикальным зеркальным панелям 106-метровую шестипалубную Mirage нельзя будет увидеть невооружённым глазом с расстояния больше 50 метров.

При этом мегаяхта будет оставаться на радарах, так что столкновений с ней ожидать не стоит.

Такие же зеркальные панели, как и снаружи, будут использоваться и в интерьере яхты. Благодаря им внутренние пространства станут лёгкими и воздушными.

На борту Mirage будут отдыхать 14 гостей. Большинство гостевых кают расположатся на главной палубе. Владелец же и его семья займут отдельную палубу.

Пара дизельных двигателей будет разгонять лодку до 19 узлов. При средней скорости в 14 узлов она сможет проходить до 5500 морских миль. Этого достаточно для трансатлантического путешествия.

Roswell

Дизайнера Джорджа Лучиана (George Lucian) из Монако при создании этого концепта 65-метровой яхты тоже вдохновляли корабли-неведимки, но другого рода. Его интересовали военные проекты, созданные с использованием стелс-технологий, позволяющих спрятать объект от радаров.

В этом отношении Roswell — полная противоположность Mirage.

На радаре лодку будет почти или даже совсем не видно, но пропустить яхту с таким космическим дизайном экстерьера, встретив ее вживую, будет просто невозможно.

Не зря же название проекта отсылает к предполагаемому крушению НЛО в США в 1947 году.

Гостями яхты одновременно смогут стать до 12 человек.

Moonstone

В то время как дизайнеры Mirage и Roswell стремились так или иначе спрятать свои лодки, специалисты из Oceanco и Van Geest Design стремились органично вписать 90-метровую мегаяхту в пейзаж. Днём это будет элегантная, но, в целом, не слишком примечательная белая лодка с вертикальным форштевнем. Зато с приходом ночи Moonstone будет в буквальном смысле сиять новыми красками, как драгоценный камень.

Благодаря особым 300 программируемым треугольникам на каждом борту лодки умная подсветка прекращает корпус в продолжение окружающего ландшафта.

Энергию система будет получать от солнечной батареи площадью 70 м², расположенной на крыше надстройки.

Гости в это время (а на борту может быть до 12 постоянных жителей) будут наслаждаться видами, сидя в гостиной с круговым остеклением на одной из верхних палуб или плавая в бассейне с прозрачной стенкой на корме.

Fata Morgana

Ещё один концепт от Джорджа Лучиана — 70-метровый эксплорер, названный в честь редкого типа миражей. Предполагается, что в основном яхта, рассчитанная на 12 гостей и 18 членов экипажа, будет исследовать Арктику и Антарктику, поэтому её корпус будет устойчив ко льду. Без захода в порт экплорер сможет проходить до 7000 морских миль.

Главный салон и одна из VIP-кают на главной палубе спрячутся в причудливую стеклянную надстройку, которая по форме будет напоминать айсберг. Дизайн носовой части корабля будет отсылать к скалам, в расщелинах которых лежит снег. Предполагается, что благодаря этому издалека эксплорер будет похож на остров.

Несмотря на то, что яхта рассчитана на высокие широты, на борту будет бассейн под открытым небом.

Black Iceberg

Схожая идея яхты, экстерьер который будет напоминать об арктических льдах, была и у российского дизайнера Макса Живова. Однако при одинаковом источнике вдохновения, проект получился совсем не похож на Fata Morgana.

35-метровый «Чёрный айсберг», рассчитанный на 8 гостей, отличает от прочих лодок в первую очередь дизайн бортов. Они не гладкие, а фактурные. «Ледяные глыбы», которыми как бы покрыта лодка, выполнены из чёрного углепластика. Выбор этого материала не утежеляет яхту сверх меры. При этом при желании этот элемент дизайна можно модифицировать и использовать при создании других проектов.

Проблемы яхтенного рынка России

Основная проблема, на которую указывают опрошенные Rusbase эксперты, — это неразвитость инфраструктуры.

  • В Хорватии даже в небольшом поселении есть качественные понтоны, муринги, вода, электричество, туалет, душ, а представители марины помогут со швартовкой даже при спокойной погоде, перечисляет Вячеслав Федоров: «Даже до инфраструктуры и обслуживания Греции, которая значительно уступает хорватской, нам ещё долго расти». В России есть либо очень дорогие порты и марины, где стоят лодки олигархов, либо эконом-пансионаты советского периода с причальными стенками и обычными маленькими лодками, сетует Ждан: «Ничего для судов посередине нет. Но как только будет инфраструктура, будет и бизнес».
  • Пока предложение аренды судов очень ограничено — например, в Крыму, по словам Дмитрия Баранова, сейчас работает только одна компания, где можно взять яхту в самостоятельную аренду. В Санкт-Петербурге около пяти небольших компаний, которые сдают яхты на прогулки, добавляет Федоров.

Вторая масштабная проблема связана с законодательством: самого слова «яхта» в нем нет, указывает Павлова. Российские законы в целом не приспособлены под суда, которые используют для частного отдыха. Морские кодексы (например, внутреннего водного транспорта) прописаны для торговых, грузовых и пассажирских судов, говорит Горчаков, и маленькой яхте соблюдать все требования законодательства практически нереально. Во всем мире требования для арендных судов не такие высокие, а вся ответственность на арендаторе. 

  • Например, если вы берете яхту на день или два без экипажа, договор аренды нужно зарегистрировать в государственных органах. «Конечно, так никто делать не будет», — добавляет Горчаков. 
  • Кроме того, государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) позволяет регистрировать только некоммерческие суда, которые нельзя сдавать в аренду. Для чартера нужно зарегистрировать их в речном или морском регистре, но это сложная процедура, требующая специальных прав от Минтранса, которые позволяют ходить на коммерческих судах. А получить их намного труднее, чем базовые права ГИМС. 
  • К тому же, из законодательства не совсем ясно, нужна ли при аренде судна с экипажем лицензия на перевозку пассажиров. А для ее приобретения необходимы дипломированные специалисты, на земле должен быть центр, который отвечает за безопасность плавания, и так далее.

В России другая система прав, добавляет Баранов — чтобы взять яхту в аренду, нужны права ГИМС, а за рубежом действуют права международных систем (IYT, RYA и другие). По словам Безнасюка и Тербова, школ, которые выдают международную лицензию, несколько десятков в крупных городах, в них легко записаться, в том числе на онлайн-курсы. Школ, в которых можно получить права ГИМС, гораздо меньше, а процессы не адаптированы под запросы клиентов, указывают они: «Как результат — большинство идут получать не местные, а международные права». Рынок не приспособлен и для иностранцев. «Может ли иностранец приехать на Байкал и легко взять яхту в аренду — непонятно, скорее всего, у него не будет нужных прав, — рассказывает Баранов. — А хватит ли для развития рынка самостоятельной аренды только внутреннего спроса? Большой вопрос». 

Еще одна проблема — нынешний кризис из-за режима самоизоляции. Рынок переживает его очень тяжело, говорит Вадим Ждан: 80% игроков закрывается и переходит в другие бизнесы. Собственникам лодок приходится оплачивать стоянку, но спроса при этом нет. Содержание флота из 8-10 яхт сопоставимо с содержанием небольшого отеля, сравнивают Дмитрий Безнасюк и Максим Тербов. По их словам, мелкие чартерные компании распродают свой флот, чтобы фиксировать убытки, а крупные закрывают региональные офисы и переводят менеджмент в онлайн. 

В мире животных

Косатки Orca и Kosatka

Итальянская верфь Rosetti и американский дизайнер Стив Козлофф (Steve Kozloff) тоже нашли вдохновение для своих эксплореров ледового класса в одном и том же. Референсом для них послужили «киты-убийцы» — косатки.

65-метровая итальянская Orca, рассчитанная на 12 гостей и способная при скорости в 12 узлов проходить до 5000 морских миль без захода в порт, повторяет силуэт своего двойника из животного мира почти буквально. К косаткам в экстерьере отсылает не только характерная черно-белая окраска корпуса и надстройки, но и форма носа, и даже антенна, которая выглядит, как спинной плавник.

90-метровая шестипалубная Kosatka Стива Козлоффа, рассчитанная на 14 гостей, также окрашена в серно-белый и имеет округлый нос, но все же вышла больше похожей на традиционные яхты. В проекте гораздо лучше чувствуются типичные для эксплореров индустриальные, даже, возможно, слегка грубоватые черты.

Огромные размеры судна позволяют перевозить на борту сразу четыре небольших или два средних вертолёта.

Orca готова принять только один.

Еще одна характерная черта Kosatka — небольшой экипаж. В него войдут всего четверо человек.

Дальность хода Kosatka — целых 22 тысячи морских миль.

Автономное плавание этого эксплорера при средней скорости в 12 узлов будет длиться до 76 дней!

Кит Seataci

Seataci — еще один пример того, как дизайнеры могут черпать вдохновение у природы, но при этом не повторять её чудеса один в один. В этом проекте дизайн экстерьера едва ли напоминает морских гигантов. А вот двигаться лодка, которую придумал канадский инженер Шарль Бомбардье (Charles Bombardier), будет похожим образом: за счёт импульса от огромного «хвоста», плавно раскачивающегося вверх-вниз. «Сдать назад» можно будет, выпустив под давлением струю воды из боковых подводных «гондол», в которых будут установлены водородные двигатели, питающие «хвост». Филигранно швартовать Seataci в ограниченном пространстве будет точно непростой работой!

Идея такого необычного судна пришла в голову Бомбардье, когда он занимался дайвингом на Бора-Бора, во Французской Полинезии. Ему захотелось создать судно, которое бы могло ходить даже по мелководью и при этом не наносило бы вред хрупким экосистемам.

Моллюск Breath

Дизайн экстерьера этой Feadship может отдалённо напоминать морского зайца или каракатицу.

А вот свою главную фишку лодка позаимствовала у… зебры!

Крыша надстройки Breath не просто так имеет специфическую загнутую форму. Подобно полоскам зебры, это позволяет создавать небольшую разницу температур у самой поверхности. За счёт этой разницы возникает движение воздуха, что в случае с Breath означает ощутимое снижение затрат энергии на кондиционирование помещений.

Лебедь Avanguardia

Пьерпаоло Лаззарини вдохновляется не только космосом и фантастическим миром будущего, но и природой. Доказательство тому — его последний проект, 4-палубная137-метроваяяхта-лебедь. Главной фишкой концепта стала подвижная шея птицы.

Она не только выполняет декоративную функцию, но и позволяет превратить «голову», в самостоятельный 15-метровый круизер.

Когда голова присоединена к основной лодке, она выполняет роль поста управления.

Одновременно на борту Avanguardia могут жить 24 гостя, 10 членов экипажа и 12 человек персонала.

Сейшелы

В этом райском уголке путешествия на арендованных яхтах весьма популярный вид развлечения. Сколько конкретно вы можете заплатить за неделю отдыха? Давайте разберемся.

За парусный катамаран длиной почти в 12 метров «Leopard 40» с 4 каютами, просят не менее 300 000 рублей. В сумму не входят услуги экипажа.

Более габаритная посудина на Сейшелах (около 15 метров) может вытянуть от 450 000 до миллиона рублей. Примерно за столько сдают в прокат яхту Lagoon 50.

Моторное судно Mojito 78 длиной в 24 м с 12 каютами предлагают взять в аренду за 2 000 000 рублей.

Лодки стоимостью $500 млн.

Sailing Yacht A

Год постройки: 2017

142,8-метровая громада российского предпринимателя Андрея Мельниченко Sailing Yacht A во всех смыслах поражает воображение. Дизель-электрическая силовая установка тянет махину в 14 224 тонны с крейсерской скоростью 18 узлов, а помогают ей в этом паруса общей площадью с футбольное поле, растянутые на трех карбоновых мачтах выше Биг-Бена. Немецкая Nobiskrug наделила яхту огромным бассейном, гаражом для автомобилей и тендеров, вертолетной площадкой, местом для хранения подводной лодки и комнатой для наблюдения за морской жизнью с гигантским окном площадью 17,9 квадратных метров.

НЛО

UFO и UFO 2.0

«Летающие тарелки» диаметром чуть более 12 метров, плавающие по поверхности воды — идея итальянского дизайнера Пьерпаоло Лаззарини (Pierpaolo Lazzarini). Жилой модуль у этих лодок сферический, а «поля» используются как купальная платформа и пляжный клуб. Под водой сфера застеклена, чтобы гости могли наблюдать за морскими обитателями.

Несмотря на общую компактность, на высоте потолков в каютах экономить не стали. И в верхней, и в нижней полусфере она будет превышать 2 метра. Это будет выгодно отличать UFO от традиционных небольших катеров схожего размера, на которых нередко можно встретить каюты-пеналы. Правда, в отличие от все тех же катеров летать даже в переносном смысле эти летающие тарелки совсем не смогут. Электромотор, получающий энергию от солнечных батарей и/или ветряка, сможет разогнать UFO всего лишь до 3,5 узлов.

Ожидается, что при серийном производстве стоимость одной UFO окажется на уровне $200 тысяч.

Tetrahedron Superyacht

Согласно некоторым конспирологическим теориям, египетские пирамиды построили представители внеземной цивилизации. В таком случае, почему бы «летающим тарелкам» не иметь вид совсем не «тарелок», а тетраэдров? Как бы то ни было, именно на странный космический корабль похож концепт 21,5-метровой суперяхты, который придумал архитектор из Лондона Джонатан Швинг (Jonathan Schwinge).

Лодка не только скользит по поверхности воды, но и способна подниматься над ней за счёт фойла, когда разгоняется до 15 узлов и быстрее.

Максимальная же скорость — впечатляющие 38 узлов.

Ожидается, что 6 гостей и 4 члена экипажа смогут путешествовать в пирамиде автономно на расстояние до 3000 морских миль.

Waya

Пьерпаоло Лаззарини тоже вдохновлялся пирамидами. Его тетраэдры Waya самых разных размеров не умеют глиссировать. Зато из них можно построить целый город на воде, который сможет неспешно кочевать с места на место. Такое будущее выглядит гораздо заманчивее, чем постапокалиптический водный мир из одноименного фильма с Кевином Костнером!

В концепте Лаззарини нашлось место всему: и частным жилым пирамидкам поменьше,и пирамидам-гостиницам, и пирамидам-торговым центрам побольше. Перемещаться по «улицам» этого города предполагается в том числе на 7,5-метровых шаттлах Jet Capsule, которые, в отличие от остальных необычных концептов дизайнера, уже несколько лет как стали реальностью.